Коммуникативные навыки
Понятие коммуникативных навыков
Коммуникативные навыки и способности
Понятие коммуникативных навыков
Коммуникативные навыки характеризуются умением одного человека взаимодействовать с другими, при этом истинно истолковывать поступающую информацию и передавать ее.
Популярные российские специалисты в области психологии, а именно: Выготский Л., Запорожец, Леонтьев, Лисина, Рубинштейн, Эльконин, определяли общение как главное условие развития и становления личности индивидуума. Общение реализовывает несколько важных аспектов в жизни человека:
- устройство коллегиальной деятельности;
- гарантирование психологического комфорта;
- регулирование поведения и деятельности;
- исполнение потребности в общении;
- самореализация.
Коммуникативная информированность предполагает обладание знаниями принципов, законов и технологии общения. Человек становится индивидуальным элементом общения в том случае, если он владеет достаточным уровнем коммуникативной компетентностью.
Способность к использованию указанных умений является значимой частью для осуществления каждодневного взаимодействия с большим количеством людей. Узконаправленные специальности, такие как, например, журналистика, педагогика, филология, требуют наличия у человека коммуникативных умений, так как главным методом деятельности является общение. Те люди, которые игнорируют овладение данных навыков, сложнее впоследствии самоутверждаются.
Следующее определение по отношению к коммуникативным навыкам обладает синонимичным характером.
Коммуникативная компетентность представляет собой синтез навыков человека, востребованных для конкретного социального круга. В их структуру входит: обладание знанием культурных норм в коммуникации; осведомленность о традициях и обычаях; умение применять этикет; правильное применение средств общения.
Освоение указанных навыков осуществляется совместно с приобретением социального опыта индивидуума, посредством факультативного исследования разнохарактерных наук. Конкретный материал человек получает в течение воспитания. Стоит отметить, что для позитивного формирования общения этого окажется мало, так как нужно быть согласованным по таким критериям, какие требуют другие участники коммуникации.
Коммуникативные навыки и способности
Есть конкретный перечень навыков, которые в своей сочетаемости гарантируют человеку коммуникативную компетентность:
- способность предвидеть психологическую специфику конкретной ситуации общения;
- самопрограммирование общения, которое имеет в виду то, что человек способен продолжить разговор в нужном ему ключе;
- манипуляция общением, которая позволяет узнать ответы на вопросы, о которых собеседник не желает говорить;
- способность принимать и оказывать знаки внимания;
- способность рефлектировать на критику;
- способность рефлектировать на провоцирующее поведение собеседника;
- способность просить;
- умение отказывать в чужой просьбе;
- способность выражать сострадание и поддержку;
- грамотно воспринимать сострадание и поддержку от окружающих людей;
- социабельность;
- грамотно реагировать на попытки вступить в контакт.
Коммуникативные правила
Есть многофункциональные правила, которые можно применять в ситуациях любого типа:
- передаваемая мысль должна быть понятна тому, кто хочет ее воспроизвести;
- оппоненты должны быть подготовлены к обоюдному пониманию, также должны воспроизводить свои позиции самым доступным способом;
- воспроизведенные фразы должны быть конкретными и точными;
- необходимо обращать внимание на невербальные способы коммуникации, такие как жесты, мимика, интонация и другие.
Если соблюдать вышеуказанные правила, то будет осуществляться совершенствование навыков общения, и коммуникация будет являться инструментом для преодоления психологических барьеров между собеседниками.
Готовые работы на тему:
Коммуникативные навыки руководителя