Узнать цену работы
Статьи по теме

Как писать научный доклад

Под научным докладом принято понимать выступление на выбранную тему. Основой для доклада являются результаты научно-исследовательской работы специалиста или студента, изложенные в развернутой форме перед широкой аудиторией слушателей.

Зачастую докладом называют выступление, содержащее фрагменты курсового исследования или же выпускной квалификационной работы. Такое мнение неверно, так как доклады – это самостоятельный тип научной работы, который готовится отдельно.

Инструкция

Прежде чем начинать работу над научным докладом, необходимо определить его тему. Зачастую руководители предлагают студентам различные темы, из которых предстоит выбрать одну. Не стоит торопиться с выбором и останавливаться на тематике, которая кажется наиболее простой. Нередко простые темы оказываются неперспективными для разработки и попросту скучными.

Если же предложенная вам тема доклада выбрана преподавателем и не вызывает у вас профессионального интереса, не стоит протестовать. Вы можете ее изменить, акцентировав внимание на наиболее интересных для вас аспектах. Не забывайте консультироваться с преподавателем, сужая или расширяя круг вопросов, раскрывать которые вы будете в своем докладе.

Следующим шагом будет изучение источников – трудов, написанных по избранной вами теме, из этих прочитанных источников вы впоследствии составите библиографический список. Требования подготовки к докладу рекомендуют обратиться к восьми – десяти публикациям. Среди них могут быть как традиционные – бумажные – носители информации, так и электронные ресурсы. При обращении к ресурсам Интернет не забывайте проверять достоверность изложенных материалов. Далеко не все популярные сервисы могут гарантировать надежность выводов. Избежать фактических ошибок в научном труде поможет обращение к сервисам, на которых публикуются материалы конференций или же статьи из научной периодики.

Выбрав тему выступления и собрав теоретический материал, можно приступать к изложению доклада. Любое выступление имеет строго заданную структуру. Доклад должен состоять из введения, основной части и заключения (иначе называемого выводом). При оформлении работы эти составляющие отобразятся в плане.

Во введении отображаются обоснование актуальности темы и исходные тезисы. Они же прозвучат и в заключении, но уже не в качестве гипотез, а в виде доказанных исследовательской деятельностью фактов. В основной части вы будете излагать доказательства. Не стоит слишком детально излагать результаты работы. Важно помнить о регламенте – на устное изложение доклада отводится, как правило, не более пятнадцати минут.

Самая ответственная часть – написание текста работы. Здесь допускается только научный стиль изложения, имеющий ряд особенностей. Также необходимо изучить правила оформления цитат, используемых для подтверждения ваших тезисов.

Министерство образования Российской Федерации не разработало общих для всех учебных заведений требований оформления научных трудов. Поэтому, прежде чем сдавать доклад на проверку, уточните, какие требования к оформлению работы по ГОСТу приняты в вашей организации. Это можно узнать у преподавателя, являющегося вашим научным руководителем, или же на кафедре.

Отличие научных докладов от рефератов заключается в том, что первые не могут содержать лишь обзор достижений авторов, ранее занимавшихся исследованиями в избранной вами тематике. Цитирование классических трудов не должно превышать тридцати процентов от всего объема работы. Основное содержание доклада должно включать ваши выводы, сделанные в результате научных изысканий, ваше личное отношение к исследуемым вопросам.

Если при подготовке к выступлению вы проводили какие-либо эксперименты или социологические опросы, их результаты также необходимо внести в доклад.

Полезный совет

Заключительной частью подготовки к докладу является репетиция выступления. Неуверенный тон докладчика формирует мнение о том, что он не владеет информацией, и делает доклад неубедительным. Поэтому важно порепетировать дома перед зеркалом и близкими людьми.

Прочитайте свой доклад вслух несколько раз, пока не почувствуете, что ваш голос звучит уверенно и нет необходимости часто сверяться с листом. Особое внимание уделите трудно запоминаемым и труднопроизносимым терминам. В процессе репетиций используйте секундомер, чтобы убедиться, что ваше выступление укладывается в отведенный регламент.

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ