Какие вопросы задают на защите диплома и как к ним готовиться
В конце выступления на защите диплома неизбежен диалог с членами комиссии. Обсуждение деталей — это неотъемлемая часть презентации. Вопросы на защите диплома касаются моментов, которые докладчик раскрыл недостаточно. Еще бывают общие уточнения и даже замечания с подвохом. В этой статье мы рассмотрим часто задаваемые вопросы на защите диплома.
Структура:
- Почему возникает тот или иной вопрос
- Как правильно ответить членам комиссии
- Количество вопросов
- Что обычно уточняют после выступления студента
- Вопросы к практической и теоретической части проекта
Причины, по которым возникают вопросы
Допустим, диплом уже готов, а доклад выучен. Остается только развесить плакаты или вывести презентацию на экран и произнести заученную речь. Но не все так просто. Обязательно последуют вопросы комиссии на защите диплома. С их помощью преподаватели удостоверяются в том, что студент понимает то, о чем говорил в докладе.
Чтобы правильно ответить, выпускнику мало выучить речь и перечитать дипломную работу. Нужно разобрать каждый этап и подумать, какие нюансы могут заинтересовать комиссию.
Диалог с аудиторией следует сразу за выступлением дипломника, а характер и количество вопросов зависит от приведенных ниже факторов:
- Репутации студента: его успеваемость, посещаемость, исследовательская деятельность.
- Состава ГАК. Одни спрашивают детально, другие предпочитают краткость. Если попадутся первые, то следует быть готовым к дискуссии.
- Оформления работы. Раздаточные материалы, презентация, плакаты и т. п. улучшают восприятие.
- Подачи материала. Открытый взгляд и умеренные жесты подчеркнут, что презентатор знает, о чем говорит.
- Балла за дипломную работу. К проектам, которые написаны и презентованы на 5, придираются меньше. Однако это работает при общей хорошей успеваемости. Блестящая выпускная работа троечника вызовет сомнения в самостоятельном написании, и вопросы будут каверзнее.
Как грамотно ответить
Как правило, первый вопрос задает председатель, потом подключаются другие присутствующие. Отвечать аудитории нужно четко и без больших заминок. Если фраза непонятна, лучше уточнить смысл.
Не стоит строить витиеватых предложений. Умеренное использование профессиональной терминологии, четкость изложения и открытый взгляд в глаза покажет уважение и расположит присутствующих.
Сколько вопросов может быть задано
Каждый студент надеется на минимум вопросов, ведь иногда они ставят в тупик. Например: «Вы сами работали над дипломом?», «Расскажите, как вы это делали?». Об этом спрашивают не всех, но иногда такое случается. Рассказ об этапах и трудностях работы развеет сомнения и прибавит очков выступлению.
Количество уточнений редко превышает 8—10, а при хорошем докладе — 5.
Если презентатор ориентируется в предмете и развернуто отвечает на первые вопросы, то этого бывает достаточно.
Того, кто отвечает не по теме, опрашивают дольше. Здесь важно говорить так, как понимаешь, а не отделываться общими фразами.
Длинные дискуссии сопровождают и скудные доклады, и любопытные презентации. Во втором случае спрашивают из профессионального интереса, а не из-за провального выступления.
Какие вопросы задают на защите диплома
Накануне выступления рекомендуется проанализировать проект и понять, какие проблемы могут возникнуть. Недосказанность мысли, недостаток примеров, расчетов и других нюансов провоцируют уточнения со стороны аудитории. Если в презентации есть такие пробелы, нужно подготовить информацию для раскрытия этих пунктов.
Обычно вопросы касаются:
- исходных данных для расчетов;
- утверждений;
- технических характеристик;
- формул;
- источников статистических данных;
- методов исследований и выводов.
Важно понимать, что вопросами члены комиссии уточняют ключевые моменты, а не «заваливают» докладчика. К дипломнику относятся как к коллеге, поэтому диалог ведется в формате научной дискуссии.
Вопросы к теоретической и практической части
Как сказано выше, задача вопросов — раскрыть тему исследования. Часто после защиты студент начинает глубже понимать собственный проект. Будет полезно обсудить с научным руководителем возможные уточнения и заранее заготовить ответы.
По теории могут спросить:
- какие результаты ожидаются при применении метода;
- какое нужно оборудование и инструменты для реализации;
- идея проекта;
- почему требуются эти инструменты;
- какие данные взяты для анализа;
- что нового студент узнал во время написания исследования.
По практической части уточняют:
- с какими трудностями пришлось столкнуться и что не удалось преодолеть;
- что сделано для решения проблемы;
- что для этого было использовано;
- какие недочеты в работе предприятия обнаружены;
- какие советы можно дать компании;
- без чего допустимо обойтись;
- как применялись полученные знания.
Если проект основан на практике, проблем с ответами возникнуть не должно.
Чтобы убедить членов комиссии, следует приводить примеры, факты, доводы и расчеты. Отстаивая точку зрения, прислушивайтесь к уточнениям и благодарите за конструктивные замечания.
Помните, что перед вами не только строгие профессора и доценты, но и завтрашние коллеги. Поэтому смело защищайте диплом на четыре или пять.