Узнать цену работы
Статьи по теме

Методы исследования, используемые при написании дипломной работы

  1. Что такое методы исследования в дипломе?
  2. Прочие частные методы
  3. Другая методология
  4. Как пишутся методы в дипломной работе?
  5. Описание методов в дипломной работе на наглядном примере

С таким термином как «методы исследования» студентам приходится сталкиваться не только при написании дипломной работы. Как пример, в случае курсовой работы во введении необходимо перечислить способы проведения исследования, которые были применены при подготовке научного труда.

Прочтя нижеизложенную информацию, вы узнаете о том, какие бывают методы научного исследования в дипломной работе, что под ними подразумевается, к каким из них стоит прибегнуть при написании той или иной работы, а также каковы их особенности.

Что такое методы исследования в дипломе?

Под данными методами подразумевается применение принципов мировоззрения относительно процессов познания.

Если говорить простым языком, то методы исследования в дипломной работе являются ничем иным как соотнесением полученных в ходе исследования сведений с прочими фундаментальными науками, среди которых главной является философия.

В науке нашли свое применение различные методы, однако в нашем случае интересны лишь те, которые применимы к дипломным трудам, поскольку их выбор во многом определяется тем, какие задачи и цели ставятся в работе. Отталкиваясь от этого, студенту нужно будет определить методы, с помощью которых он будет проектировать свой труд.

Несмотря на бесчисленное множество методов в научных областях, для каждого цель будет следующей: поиск правдивых сведений, правильное понимание и объяснение сформировавшейся ситуации, а в исключительных случаях даже возможность внести в неё изменения.

Классификация

Исследовательские методы, используемые в работе, можно разделить на такие группы:

  • общие методы (теоретические, практические);
  • частные методы (практические, эмпирические).

Учащиеся должны понимать, какой они выбрали метод и для каких целей. Определение применяемых при подготовке дипломной работы исследовательских методов случайным образом является недопустимым.

Чтобы не ошибиться с выбором, необходимо рассмотреть каждую группу для решения конкретных проблем.

Теоретические методы

Универсальные методы, служащие для систематизации фактов в научной работе.

При написании обычно прибегают к следующим методам.

Анализ

Чаще всего при подготовке диплома студенты прибегают именно к этому методу.

Цель рассматриваемого метода заключается в разложении предмета или явления на свойства и признаки для исчерпывающего изучения.

Как пример, можно привести постоянные сравнения различных художественных стилей, характеристик транспортных средств от различных производителей, а также стилей, с использованием которых писатели излагали свои мысли.

Синтез

Является противоположностью вышеописанного метода. Цель синтеза - это объединение отдельных признаков и свойств в единое целое для более тщательного изучения.

Кроме того, данный исследовательский метод тесно переплетается с анализом, поскольку он всегда фигурирует в качестве основного компонента, объединяющего отдельные результаты аналитического метода.

Моделирование

При моделировании реальный исследуемый объект переносят в искусственную модель. Это делают с целью достижения наиболее результативного моделирования ситуаций и итогов, которые на практике труднодостижимы.

Аналогия

С использованием аналогии осуществляется поиск одинаковых черт между предметами и явлениями по конкретным признакам.

Дедукция

С помощью данного метода можно делать выводы об определенных предметах и явлениях, отталкиваясь от сведений о большом количестве частных признаков.

Индукция

Индуктивная методика является полной противоположностью дедукции, побуждая студента рассуждать, начиная от общей картины, плавно переходя к определенным её аспектам.

Обобщение

Данный метод обладает множеством сходств с дедукцией. В частности тут также подводится общий вывод о явлениях или предметах с учётом множества частных признаков.

Специалисты различают такие разновидности обобщения:

  • эмпирическое обобщение, под которым подразумевается переход от конкретных свойств или характеристик к обобщенным свойствам;
  • аналитическое обобщение, подразумевающее переходы между мнениями в процессе мыслительного процесса без использования эмпирической действительности.
Классификация

Под данным методом подразумевается деление того или иного явления или предмета на группы по конкретным признакам.

Главная цель классификации заключается в структурировании информации, делая её понятной для усвоения.

В качестве основы для классификации могут быть взяты различные признаки, например:

  • физические свойства (размер, масса, объем);
  • материал (дерево, металл);
  • жанр музыки (народная, классическая и т.д.);
  • архитектурные стили.

Возможна классификация по геополитическим, хронологическим и многим другим факторам.

Абстрагирование

В основе абстрагирования расположилась конкретизация того или иного конкретного свойства предмета или явления, которое нужно рассмотреть в исследовании.

Суть метода заключается в изучения того или иного определенного свойства рассматриваемого предмета или явления, при этом не учитывая прочие характеристики, на которых нет необходимости обращать внимание.

Абстрагирование является весьма важным для написания дипломных работ с гуманитарным уклоном методом. Благодаря ему удалось отметить на первый взгляд совсем не очевидные, но при этом имеющие огромное значение закономерности в различных науках, среди которых можно отметить философию, психологию и педагогику.

Формализация

Под формализацией понимается передача сущности явления или объекта, либо структуры в модели с использованием математических символов, схем, а также формул.

Конкретизация

Под данным методом подразумевается подробное изучение явления или предмета в реальных, существующих условиях.

Аналогия

Если знать о конкретных свойствах и характеристиках явления или предмета, появляется возможность проведения некой грани к другому объекту. Для этого он должен быть похож в тех или иных аспектах на исследуемый объект. Вследствие этого можно прийти к конкретным выводам.

Данный метод нельзя назвать верным на сто процентов, а потому рассчитывать на то, что результат точно будет правильным не стоит. Однако это не повод его игнорировать, поскольку в целом его результативность находится на довольно высоком уровне. Преимущество он применяется тогда, когда конкретные явления или предметы нет возможности напрямую изучить (как пример, изучение планет земной группы, определение их свойств, а также условий для потенциального заселения людьми).

В различных науках нашли применение совершенно непохожие друг на друга исследовательские методы. Но как показывает практика, вне зависимости от научной сферы специальности в дипломных работах всегда применяются два методы: аналитический метод и синтез.

Частные (практические) методы

Одновременно с теоретическими методами нашли своё применение и частные методы исследования дипломной работы, в зависимости от явления и объекта. Их особенность заключается в уникальных способах изучения имеющихся сведений, их сбора и обработки, проведения исследований.

Частные способы применяются с целью сбора определенных данных об объекте или явлении. С их помощью легко обнаружить и описать какие-либо предметы или явления, проследить закономерность или подтвердить гипотезу.

Стоит поподробнее рассказать о наиболее распространенных практических методах, нашедших своё применение в написании дипломных работ.

Наблюдение

Метод основывается на объективном восприятии действительности с целью сбора сведений об отношениях и свойствах исследуемых объектов.

Сравнение

Один из наиболее популярных методов, применяемых для сопоставления двух или большего количества объектов по тому или иному конкретному признаку.

Измерение

Данным метод является довольно точным. В основе измерения определение числовых значений конкретных показателей.

Эксперимент

Данную методику толкуют как воспроизведение явления или наблюдения в конкретных условиях.

Также в качестве эксперимента может выступать опыт, цель которого сводится к проверке (подтверждение или же опровержение) имеющих место быть положений. Главное здесь - это присутствие доказательности и повторяемости. Это обусловлено тем, что задача данного метода заключается не только в наглядной демонстрации или открытия того или иного свойства, но также в способности воспроизвести явление.

Наблюдение

Такая методика открывает любое научное познание, являясь основной буквально в любом исследовании.

Суть данного метода заключается в том, чтобы наблюдать за исследуемым объектом и отмечать все имеющие значение положения (свойства, реакции) и изменения.

Измерение

Данный метод считается одним из наиболее результативных способов. Здесь подразумевается фиксация тех или иных физических параметров, которыми обладает исследуемый объект (его масса, габариты и так далее) с использованием единиц измерения.

Полученные в процессе применения этого метода результаты фиксируются в виде чисел.

Моделирование

Под моделью обычно подразумевают уменьшенный и структурированный образ чего-либо, имитацию одного и более объектов.

Выделяют такие разновидности моделирования:

  • предметное моделирование (воспроизводится конкретная часть объекта);
  • знаковое моделирование (подразумевает использование схем, формул, чертежей и так далее);
  • мысленное моделирование (при проведении мысленных операций или в виртуальном мире).

Данные процедуры являются неотъемлемой частью процесса разработки передовых технологий, конструирования транспортных средств, сооружений и так далее.

Беседа и интервью

Оба этих метода подразумевает под собой поиск одного или нескольких человек, у которых имеется какие-либо важные сведения об исследуемом предмете.

Для многих различия между интервью и беседой неочевидны. Интервью характеризуется регламентированным порядком, определенной структурой: в ходе его проведения собеседник должен отвечать на заранее составленные вопросы, в то время как человек, который задает эти вопросы, не высказывает своё мнение по ним или ответам опрашиваемого.

Опрос и анкетирование

У данных способов имеется целый ряд общих особенностей. Они оба подразумевают под собой предварительную подготовку вопросов, на которые должны быть даны ответы. В основном отвечающим студентам предоставляется несколько вариантов ответов на выбор в той или иной форме.

Главное, в чем опрос и анкетирование отличаются друг от друга - это форма проведения. Как правило, опросы бывают в письменной или устной форме. Анкетирование можно проводить либо письменно, либо с использованием компьютерных программ. Иногда при анкетировании предоставляется возможность дать ответ в графическом виде.

Преимуществом ранее рассмотренных методик является то, что они охватывают довольно большую аудиторию. Благодаря этому и результаты будут куда более точными.

Описание

Многие специалисты отмечают общие черты методик описания и наблюдения. При проведении исследования с применением метода описания устанавливаются не только явления и поведения, но также признаки и внешний вид объекта изучения.

Прочие частные методы

В зависимости от специализации учащегося можно прибегнуть к таким частным узкоспециализированным исследовательским методикам:

  • Экономика. Анализ: Динамический, нормативный, позитивный, статический, и функциональный анализ. Метод финансовых коэффициентов. Метод единства логического и исторического. Метод «при прочих равных условиях». Построение экономических гипотез. Сценарная методика прогнозирования явлений в экономике. Экономико-математическое моделирование.
  • Психология и педагогика. Изучаются продукты творчества учащихся. Беседы. Включенное наблюдение. Интервью. Изучение групповой дифференциации. Тестирования. Опросы. Ранжирование. Регистрация. Шкалирование.
  • Филология. Дискурсный, дистрибутивный, композиционный, интертекстуальный, мотивный, а также семантический анализ. Биографический метод. Дифференциальный анализ оппозиций. Дихотомия. «Конкретное литературоведение». Лингвистический эксперимент. Анализ контента. Лексикографическая статистика. Нарративная методика. Семиотический метод. Трансформационный анализ и синтез.

Другая методология

Академиком А.Я.Флиером была выделена несколько другая система методов, которые применяются при подготовке самостоятельных творческих работ учащихся. Он считал, что все имеющиеся методы исследования диплома можно выделить в две группы: гуманитарные и социально-научные.

Гуманитарные методы

Исторический метод, описывающий историю культуры согласно принципам построения линейной хронологической последовательности явлений и событий.

Герменевтический метод, под которым подразумевается исследование культуры посредством раскрытия вложенных при создании смыслов культурных явлений.

Феноменологический метод, трактует исторические культурные факты в том плане, насколько они оказались неожиданными для наблюдателя и ищущий в них смыслы, которые актуальны в отрыве от исторического контекста.

Историко-психологический метод, суть которого заключается в изучении исторической динамики культуры с определением в ней устойчивых цивилизационных типов состояния психики и социально обусловленного сознания.

Постструктурализм и культурный символизм, под которыми подразумевается эклектическая методология, которая трактует материал в рамках контекста. Рамки устанавливают авторы, отталкиваясь от тех или иных оснований.

Социально-научные методы

Эволюционизм, исследующий историю культуры с точки зрения признания ее прогрессивности с поэтапным усложнением структур.

Волновые и циклические модели культурной динамики - описание культур в качестве самодостаточных цивилизаций и протекающих в них процессов как повторяющихся волновых движений или же замкнутых циклов.

Структурный функционализм, который является толкованием культурно-исторических процессов, где они воспринимаются в качестве функциональных, решающих те или иные имманентные задачи социума, цель которых - удовлетворение его интересов и нужд.

Структурализм, в котором описываются культурно-исторические объекты с целью поиска в них соотношения понятийного и вещественного аспектов, проводится изучение структуры культуры в качестве системы знаков.

Пограничные методы, которые определяют постмодернизм и новые проблемные зоны культурной и исторической науки.

Как пишутся методы в дипломной работе?

Теперь мы осведомлены о том, какие бывают методы, а если повезет, то мы даже сможем понять, какие из методов нам понадобятся в работе.

При формулировке исследовательских методов и методологии применяются такие речевые конструкции:

  • в основе работы лежат положения ... методологии,
  • работа основывается на положениях ... методологии,
  • база исследования/ методологическая основа основывается на положениях … методологии,
  • в работе/ исследовании были задействованы такие методы …, под методами исследования подразумевается … и так далее,

В дальнейшем необходимо будет указать, кто занимался изучением рассматриваемой проблемы. Немаловажно будет упомянуть и исторический контекст, затронуть тему того, какой вклад был сделан новейшими авторами. Особенно важно, чтобы информация с упоминанием ученых предоставлялось в хронологическом порядке!

При описании исследовательских методов применяются и довольно типичные конструкции:

  • изучение … восходит к ...,
  • в … столетии … были детально изучены и описаны …,
  • проблемами ... были заняты ...,
  • существенный вклад в разработку проблемы ... был сделан .../внесла работа/труд/исследование ...,
  • особо значимы работы ...,
  • последние работы позволяют говорить о ...,
  • как показывает практика …
  • на данный момент актуальной точкой зрения считается …,
  • такой подход свойственен для …,
  • начало рассмотрению данного вопроса было положено работами ..., в трудах ...,
  • заметное место в работах … занято положением …,
  • из списка разрабатываемых в данном русле проблем можно отметить …,
  • ……. детально освещено в работах ...,
  • связь …можно увидеть в ... и так далее.

Работая над заключением необходимо делать упор на описание структуры выполненного труда, прибегая к таким стандартным конструкциям:

  • отталкиваясь от этого, была сформирована структура работы, состоящая из введения, … глав, заключения, списка литературных источников, приложения (указывается в том случае, если в работе таковое присутствует);
  • логика, цели и задачи исследовательского процесса определили структуру работы, состоящей из …;
  • во введении предоставляется обобщенная характеристика работы, объясняется, почему тема актуальна и социально значима, определяются задачи, цели, методологическая основа и методы исследования, дается краткий обзор того, насколько проблема разработана;
  • в первой из глав речь идет …,
  • во второй главе говорится о/были рассмотрены…, в первой главе рассматривается …, третья глава начинается с ..., после ...;
  • заключение представляет собой выводы по написанной работе, в котором подводятся итоги.

Описание методов в дипломной работе на наглядном примере

Тема: профилактика дисграфии в детском возрасте при общем недоразвитии речи

Цель исследования: обнаружение предпосылок появления дисграфии в старшем дошкольном возрасте у детей без речевой патологии и с общим недоразвитием речи.

С учетом поставленных задач и сформулированной гипотезы выделены такие исследовательские задачи:

  • Изучение методического и теоретического аспектов проблемы исследования по данным специализированной литературы.
  • Разработка теории и экспериментального исследовательского метода.
  • Изучение различных нюансов устной речи, психических процессов и функций, которые обеспечивают основу для письменной речи, а также классификация обнаруженных у дошкольников недостатков.
  • Обработка экспериментальных сведений.
  • Разработка комплекса методик дифференцированной коррекционной и логопедической работы, которая направлена на развитие предпосылок письменной речи у детей.

Согласно намеченной цели и исследовательским задачам были выделены такие методы:

  • Теоретический анализ методических, психологических и педагогических литературных работ по исследуемой теме.
  • Наблюдение.
  • Анкетирование, беседы.
  • Изучение продуктов детской деятельности.
  • Изучение медицинских и педагогических документов.
  • Экспериментальный метод с проведением эксперимента с определением исходных данных, анализа и обобщения известных сведений.
Заключение

Выше были рассмотрены далеко не все методы, которые можно было бы задействовать при подготовке научных работ. Но с самыми важными и распространенными способами мы вас уже ознакомили. Кроме того, методы исследования в дипломной работе пример также окажется весьма полезным в написании труда.

При выборе методов важно помнить о том, что они должны быть обоснованными научно, но и быть актуальными, соответствовать времени. Применять устаревшие методики совершенно недопустимо. Помимо этого, методы исследования в дипломе должны в полной мере соответствовать задачам исследования, поскольку для решения той или иной конкретной задачи всегда требуется конкретный метод.

И вполне нормально то, что вы можете не знать их всех, поскольку кому и нужно знать эти вещи, так это специалистам.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ