Узнать цену работы
Статьи по теме

Методические указания по выполнению самостоятельных работ для студентов

Содержание:

  1. Основная цель самостоятельной работы
  2. Дополнительные цели самостоятельной работы
  3. Методы самостоятельных работ учащихся
  4. Структура самостоятельной работы
  5. Типы самостоятельной работы:
  6. Самостоятельная работа: целевые направления
  7. Основа самостоятельной работы: средства-помощники студента
  8. Виды самостоятельной работы:

Самостоятельная работа нацелена на формирование у учеников определенных навыков. Благодаря преподавателю студент получает материал, который потом перерабатывает без посторонней помощи. Так происходит процесс самообразования, ученик реализуется как личность. Ошибочно рассматривать самостоятельную работу только в контексте школьного или вузовского обучения: человек самосовершенствуется непрерывно, всю жизнь. Без наставлений и опыта учителя можно не только восстановить свои знания, но и расширить теоретическую базу. Самостоятельное изучение того или иного вопроса нередко приводит к открытиям и значимым изменениям в одной из сфер жизни: в экономике, в науке, в культуре.

Цель самостоятельной работы не в том, чтобы дать знания. Ее задачей является научить студентов правильно искать полезную для себя и будущей профессии информацию.

Основная цель самостоятельной работы

О совершенстве образовательной системы говорить не приходится – в ней много изъянов. Если проанализировать план теоретической базы с фактическими знаниями студентов, можно увидеть огромный разрыв.

Задача преподавателей не просто выдать материал, которым владеют. Они должны сделать его доступным для понимания. Одновременно учащиеся обязаны узнавать новую информацию. В противном случае, зачем они учатся? Процесс образования противоречив. Каждый учитель это знает, поэтому постоянно совершенствует рабочие методики, ищет новые способы донесения знаний. Чем они эффективнее, тем больше материала усвоят ученики. Их знания будут качественными.

Как же решить противоречивые задачи процесса образования? Вовлечь студентов в самостоятельную работу. Упражнения и задания должны отвечать четырем критериям: быть логическими, продуманными, грамотными, систематизированными. Когда ученик последовательно решает простые задачи, затем переходит к более сложным упражнениям, процесс усвоения знаний налаживается. Студент начинает понимать материал, заодно учится применять полученные знания на практике, подходя творчески к процессу.

Дополнительные цели самостоятельной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов преследуют и другие цели. Они второстепенны, но тоже важны. Речь идет о систематизации теоретической базы, о закреплении усвоенного материала на практике. В числе дополнительных целей также:

  1. Углубление в уже знакомую теорию, расширение кругозора.
  2. Формирование навыков поиска нужной информации в учебниках и другой литературе.
  3. Развитие творческой инициативы, процессов познания, ответственности, организованности.
  4. Тренировка навыка самостоятельного мышления и решения поставленных задач, непрерывные самосовершенствование и реализация.
  5. Формирование практических умений полезных для жизни.
  6. Развитие исследовательских качеств.
  7. Следование мировым стандартам в конкретной профессиональной области.
  8. Умение обобщать информацию, а также выделять из общего частное.
  9. Тренировка умения определять признаки объекта, анализировать их, делать выводы.
  10. Формирование навыка находить схожие и различные черты у разных явлений.
  11. Обучение умению доказывать тезис на основе главных признаков – аргументов.

Список целей большой. Он охватывает разные виды самостоятельной работы, но одинаково применим к учебе в колледжах и вузах. Хотя главная цель другая – это создание у студентов потребности работать с материалом и узнавать новую информацию. Если проанализировать самостоятельные работы, заметно повышение уровня сложности. Не зря преподаватель дает сначала простые задания, затем ставит более тяжелые задачи. Это своего рода стимуляция познавательного процесса. Учитель нацелен на активацию и развитие мышления у студентов. Акцент делается на научное мировоззрение. Но о коммуникативных навыках тоже не стоит забывать. Ведь не всегда самостоятельная работа предполагает выполнение задания в одиночку. Существуют групповые проекты. У нескольких студентов – одна и та же цель, тема, задача. Каждый берет на себя определенную функцию. Только работая в коллективе, можно выполнить групповой проект.

Методы самостоятельных работ учащихся

Прежде чем составить грамотные упражнения для самостоятельной работы, ознакомьтесь с их классификацией. Преподаватель может организовать исследовательскую деятельность, понаблюдать за учениками, проанализировать деятельность каждого ученика и сравнить результаты между собой. Самостоятельная работа может стать полноценным занятием или же частью урока. В последнем случае преподаватель предложит ученикам решить ряд учебных и профессиональных заданий. Одним из методов самостоятельной работы является взаимодействие с информационными источниками.

Структура самостоятельной работы

Самостоятельную работу можно организовать в виде особого занятия. В зависимости от преподаваемой дисциплины это может быть семинар или лабораторная работа. В колледжах и вузах популярны практические занятия. Очень часто учителя проводят лекции. После того как аудиторное занятие закончено, студенты выполняют задание по пройденному материалу.

Другим, не менее популярным способом самообразования, является практика. Она бывает учебной, производственной и преддипломной. Цели разные, сложность заданий тоже.

С меньшим предвкушением ученики ждут контрольных работ, курсовых проектов и презентаций. В последнем случае может понадобиться составлять графики, схемы и диаграммы. Хотя такой вариант нередко рассматривается в качестве самостоятельного.

Наиболее распространены контрольные работы. Учителя подготавливают своих подопечных к данному типу заданий разными способами. Чтобы выполнить контрольную, ученики должны ответить на один теоретический вопрос по конкретной теме. Есть типы заданий, состоящих еще и из практики. Например, пара теоретических вопросов, а затем одна задача. Иногда работа полностью состоит из практических упражнений. Если студент правильно применяет формулы, то получает «отлично». И наконец, на особом счету – кейсы, индивидуальные проекты и сквозные задачи. Первый вариант предполагает анализ ситуации и вывод из нее. Второй – решение задачи при помощи системного подхода. Третий – ответы на все пункты только по исходным данным. Как писать контрольную работу, учитель определяет в зависимости от ситуации.

Преподаватели готовят учеников не только к контрольным работам, к итоговой аттестации и выпускной квалификационной работе – тоже. Самостоятельное решение задач актуально для семинаров, кружков по интересам и научных сообществ. Самообразованию способствует участие в конгрессах, симпозиумах, конференциях.

Сколько времени выделять на самостоятельное выполнение задач, определяет преподаватель. Обычно студент выполняет такую работу за пределами аудитории. Практические занятия указываются в учебном плане. Обычно они занимают не меньше трети всего времени (если речь идет об очной форме обучения в вузе).

Типы самостоятельной работы

Чтобы грамотно составить задание, необходимо познакомиться с типами самостоятельных работ. Вариантов несколько. Они отличаются способом проведения и формируют различные навыки. Обычно преподаватель чередует их, учитывая ситуацию и уровень подготовки учеников.

Репродуктивная (или воспроизводящая) самостоятельная работа

У студентов есть алгоритм, следуя которому, они решают задачу. В качестве аналога учитель может использовать конкретную ситуацию, схему или таблицу. Подопечный должен начертить график, дополнить табличные данные или проанализировать конкретные действия. В ходе таких действий развивается несколько навыков. Студент узнает новую информацию, усваивает и запоминает её. Происходит формирование умений и закрепление теоретических знаний на практике.

Реконструктивная самостоятельная работа

В этом случае учащийся уже знаком с действиями, у него есть данные. Ему нужно найти решение при других условиях. Они немного отличаются от предыдущих. Такую работу не выполнить, если отсутствуют знания, которые студент должен был получить ранее. Преподаватель предлагает найти другое решение задачи, составить план, набросать несколько тезисов, написать аннотацию или реферат. Ученик узнает о том, как написать контрольную работу. Рекомендации обычно даются в задании.

Частично-поисковая (эвристическая) самостоятельная работа

Учащийся накапливает новый опыт, а затем применяет его в нетипичных ситуациях.

Творческая самостоятельная работа

Этот тип предполагает исследование конкретной темы. Ученик анализирует ряд проблем, ищет новую информацию. Засчитывается только самостоятельный поиск способов решения задания. К посторонней помощи прибегать не рекомендуется. Выше перечислены основные типы самостоятельных работ. Именно на них стоит сделать ставку при организации учебной деятельности за стенами аудитории вуза.

Мы делимся с читателями полезной информацией по составлению самостоятельных заданий, а заодно предлагаем скидку в размере 50% на первый заказ работ, подпишитесь на нашу рассылку и получите скидку! Если нет времени на разработку упражнений, доверьте это дело профессионалам.

Самостоятельная работа: целевые направления

Самостоятельная работа нацелена на развитие и формирование различных умений и навыков. Всё зависит от типа задания. Это может быть простое чтение учебной литературы для поиска ответа на вопрос, подготовка к докладу посредством сбора тематического материала или работа с написанным на занятии конспектом для выполнения контрольной. Чтобы узнать, какие навыки тренирует то или иное упражнение, определитесь с типом задания. В чем оно заключается? На что направлено в первую очередь?

Основа самостоятельной работы: средства-помощники студента

Как помочь студенту с самообразованием, если этот процесс не предполагает постороннюю поддержку? Существует немало способов косвенно повлиять на результаты самостоятельной работы. Можно использовать все средства сразу или сделать выбор в пользу одного варианта. Всего их три:

  • Дидактические средства. Они же источники информации. Полезный материал содержат документы, журнальные статьи, газетные вырезки, географические карты, документальные фильмы, тематические сборники и различные таблицы.
  • Технические устройства. Студент легко получит нужную информацию при помощи аудио- и видеоаппаратуры или компьютера.
  • Руководства, созданные учителем лично или преподавательским составом. Речь идет о карточках, методичках и других разработках.

Виды самостоятельной работы

Работа с учебниками

Чтобы студент хорошо усвоил новый материал, обязательно учитывайте сложность дисциплины. Нельзя упускать из виду индивидуальные черты ученика, особенности характера. Даже с учебником можно работать по-разному. Одному студенту лучше поручить законспектировать материал, другому – составить тематические тезисы, третьему – сделать план к тексту. Некоторые преподаватели практикуют написание аннотаций, вычленение проблемы с определением способов её решения, а также выполнение заданий по схеме или плану. Последний вариант предполагает работу с алгоритмами и доведение отдельных действий до автоматизма.

Ведение опорного конспекта

Большинство учителей выдают новую информацию последовательно. Сначала один пункт, затем второй. Когда тема закончена, можно переходить к другому вопросу. После знакомства со всем материалом преподаватель делает выводы, подводит итог. Эта рабочая схема часто оказывается неэффективной. Не зря у студентов возникает вопрос, а как написать контрольную работу в вузе. Если бы они на вводном занятии познакомились с тезисами, а затем получили опорный конспект, это помогло бы в обучении. Законспектированный материал идеально подходит для самостоятельной работы. Он актуален и для отстающих учеников, и для выдающихся студентов. Зачем повторять вчерашнюю тему, готовиться к новым вопросам, если конспект уже составлен. Материал можно повторить в любое время.

Законспектированная информация – это опора для студентов при знакомстве с новыми знаниями. С такой базой легко повторить пройденный материал и углубиться в конкретный вопрос. Если нужно, информацию можно обобщить. Преподаватель не тратит бесценные часы занятий на повторения. Это время можно посвятить более полезным вещам и интересным вопросам.

Тестирование

Тесты для студентов – почти как игра. Учащиеся не воспринимают такой тип заданий всерьёз, поэтому не возникает многих психологических проблем. Никакого стресса, страха и других последствий. А ведь из-за них человек может забыть то, что знал, и получить плохую оценку.

Есть и другие причины, почему студенты предпочитают тесты другим способам проверки знаний. Это простота ответов и скорость решения поставленной задачи. Преподаватели тоже не против тестирования. На проверку уходит намного меньше времени, чем на чтение рефератов или организацию конференций. К тому же тесты бывают разными: общими или тематическими, с выбором вариантов ответа и без. Тестирование подходит для подготовки учеников в итоговой аттестации или для проверки пройденной темы.

Существует двухуровневая система классификации тестов. Задания первого уровня предполагают наличие одного либо нескольких правильных ответов среди предложенных вариантов. Ученику предлагается выбрать правильный пункт, который содержит ответ на вопрос. Некоторые задания направлены на поиск схожих и отличных черт в ранее изученных объектах и явлениях. И еще один тип тестов – на установку соответствия.

Второй уровень тестирования предполагает использование студентом собственных знаний. Нужно найти выход из конкретной ситуации, решить описанную проблему. Задание-подстановка требует выбрать вариант и дополнить его словом, фразой, символом или рисунком. И последний тип задач – сконструировать ответ посредством написания формулы, заполнения таблицы или графика.

Нельзя составить тест и не соблюсти обязательные требования. В противном случае, самостоятельная работа окажется малоэффективной. Итак, каким должно быть тестирование?

  • Все задания типичны для конкретной дисциплины.
  • Тест можно пройти за определенный период времени (обычно не больше 60 минут).
  • Сложность заданий соответствует уровню подготовки студентов.
  • Наличие единственно верного ответа на заданный вопрос (не должно быть сомнений относительно других вариантов).
  • Усложнение заданий в процессе обучения и овладения получаемой профессией.
  • Формулировки понятны, соответствуют задаче теста.

Подводя итог, стоит подчеркнуть тяжесть и сложность самостоятельной работы. Ученикам приходится потрудиться, чтобы достичь поставленной цели. Однако навыки, приобретенные в процессе самообразования, бесценны. Они пригодятся в учебе и в дальнейшей жизни, особенно в работе по профессии. Грамотный человек востребован в любых областях, а способный выполнять задачи самостоятельно – тем более. К сожалению, часть преподавателей не способна обучить студентов таким навыкам и умениям.

Если вам некогда выполнять самостоятельную работу, отвечать на поставленные вопросы и заниматься поиском материала, обратитесь к специалистам. Они готовы помочь в любое время. Контрольная работа, реферат или диплом – эти люди готовы взять даже самое сложное задание. Качественный результат гарантирован, ведь главное правило – следовать техническому заданию, методическим рекомендациям.

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь
Мне нужна помощь

Другие материалы по написанию и оформлению самостоятельных работ:

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы