Адаптационные процессы ребёнка: влияние факторов и особенности
Содержание:
- Уровни адаптации
- Специфика ранних адаптационных процессов
- Контроль и коррекция адаптационных процесов
В последние годы дошкольному развитию уделяется всё больше и больше внимания, что объясняется смещением спектра внимания на личность ребёнка, особенности его характера и степени вовлечённости в процесс обучения. Педагогическая наука, таким образом, признала индивидуализацию процессов обучения, что значительно упростило адаптационные процессы дошкольников и их социализацию.
Уровни адаптации
Определение 1
Адаптация – это способность личности полноценно существовать в новых условиях, даже они кардинально отличаются от прежних. В процессе адаптации меняются не только внешние условия, но и эмоционально-психологический фон индивида.
Адаптационные процессы включают в себя несколько уровней – социальный, педагогический и психофизический. В зависимости от того, насколько грамотно проходит развитие каждого из уровней, можно говорить об успешности или неуспешности всего процесса адаптации.
На социальном уровне ребёнок должен получить представление о навыках самообслуживания и установления коммуникации с другими людьми, так как по мере взросления неспособность ребёнка справится с бытовыми трудностями и возникающие проблемы с общением могут положить начало дезадаптации.
На психофизиологическом уровне формируются особенности физического и интеллектуального развития ребёнка, отставание в которых также может повлечь проблемы с адаптацией.
На педагогическом уровне имеет значение настроение и поведение педагогов в отношении ребёнка, так как непрофессионализм педагогического состава может заставить чувствовать ребёнка негативные эмоции, что повлечёт за собой проблемы с адаптацией.
Специфика ранних адаптационных процессов
Для начала работы с ребёнком важно иметь о нём представление – начиная от биометрических показателей и заканчивая социокультурными. В адаптационных вопросах имеет значение всё: как проходили беременность и роды матери, в каких условиях живёт ребёнок, какая у него семья, есть ли у родителей представление о правильной методике воспитания, чем занимаются родители, как и какие отношения они выстраивают с ребёнком.
К сожалению, в современных реалиях есть множество семей, в которых ценности и культурный базис закладываются родителями, но их примером не подкрепляется. Для того, чтобы ребёнок начал усваивать нормы, правила и ценности конкретного общества или конкретной группы, важно продемонстрировать собственным примером как и почему стоит придерживаться именно таких правил и взглядов.
Контроль и коррекция адаптационных процессов
Адаптационные процессы должны быть последовательны и реализованы в течении длительного времени. В этих процессах участвуют как минимум две стороны – родители и педагоги, при этом у сторон между собой не должно быть расхождений с интерпретациями, смыслами и действиями. Если в дошкольном учреждении ребёнку прививаются какие-то нормы и правила, а в рамках семьи этими нормами и правилами пренебрегают, ребёнок никогда не примет их на веру.
В качестве работы по совершенствованию теоретико-методологической стороны адаптационных процессов, можно использовать следующий перечень мер:
- Периодическое прохождение педагогами повышения квалификации, позволяющего освоить новые техники и получить новые знания;
- Определение адаптационных подходов в зависимости от показателей каждого ребёнка;
- Возможность ребёнка постепенно знакомиться со всеми членами коллектива и сверстниками для снижения стресса и тревоги;
- Повышение степени участия семьи в адаптационных процессах в рамках посещения дошкольного учреждения;
- Возможность ребёнка самому решать какое время он хочет присутствовать в дошкольном учреждении;
- Если у ребёнка закрепились какие-либо поведенческие паттерны, с ними нужно работать аккуратно, постепенно корректируя.
Примечание
Процессы адаптации дошкольников должны проходить под контролем взрослых (в первую очередь, семьи). Важно обращать внимание на особенности поведения ребёнка в это время, стараясь не травмировать его резкой сменой среды и деятельности.