Узнать цену работы
Статьи по теме

Амонашвили Шалва Александрович - российский педагог и психолог

Краткие биографические сведения

Отличительные особенности методики Амонашвили

Образовательный процесс в школах Амонашвили


Имя Ш.А. Амонашвили хорошо знакомо отечественным педагогам. Шалва Александрович является талантливым ученым, разработавшим несколько инновационных методик в такой области, как педагогическая психология. Его работа с представителями подрастающего поколения базируется на принципах гуманизма и уважения к личности. Принадлежащая его авторству методика позволяет детям развиваться всесторонне и устанавливать доверительные отношения с окружающими их людьми.

Краткие биографические сведения

Год рождения Амонашвили – 1931, место – город Тбилиси. Шалва Александрович успешно окончил один из университетов Тбилиси и начал свою карьеру в грузинском НИИ педагогики, сотрудником которого являлся вплоть до начала 90х годов. 1958 год – дата окончания аспирантуры. Два года спустя прошла успешная защита диссертации. Позже ученый отказался от своего труда по той причине, что изложенная в нем информация шла вразрез его текущим убеждениям. В это же время Амонашвили работал над исследованием книг по религии и психологии. Проделанная работа позволила ему представить широкой общественности авторскую методику, названную гуманной педагогикой. На экспериментальном уровне ее внедрение прошло уже в 1961 году в тбилисской «Школе радости».

В 1964 году Амонашвили руководил проектом внедрения образовательной программы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании». Позже им была получена степень доктора наук в области педагогической психологии. Дата этого события в жизни ученого – 1972 год. Позже он стал преподавателем одной из столичных школ. 1980 год оказался знаменательным для Шалвы Александровича, т.к. в это время он заслужено пополнил ряды профессоров Московского педагогического университета. В 1987 году Амонашвили вернулся на родину, где занял пост генерального директора экспериментального НПО, созданного министерством образования. В 1993 году ученый стал участником проекта под названием «Школа 2010». В 2001 году ученый становится главой Международного Центра Гуманной Педагогики, созданного при центре Рерихов в российской столице.

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь
Мне нужна помощь

Отличительные особенности методики Амонашвили

Новаторский подход к психологии позволил Шалве Александровичу стать первым ученым, который на практике начал использовать педагогику сотрудничества. Разработанная им методика впитала в себя черты, взятые из трудов других известных педагогов. Ее главная особенность – принятие личности ребенка такой, какая она есть.

Амонашвили пришел к выводу, что работа с представителями подрастающего поколения должна быть построена на трех принципах, а именно на:

• Любви и уважении к ребенку;

• Проживании в воспитаннике собственного детства, понимании его проблем и получении взаимного доверия;

• Сохранении душевного равновесия ребенка.

Перечисленные выше принципы хороши тем, что их использование приводит к тому, что педагог начинает чувствовать психологическое состояние ребенка, который начинает доверять своему учителю. Это приводит к тому, что эффективность образовательного процесса значительно повышается. Дети легко идут на контакт и задают интересующие их вопросы, т.к. понимают, что им будут даны честные ответы, которые повлияют на их чувства и вызовут огромное желание изучать окружающий мир. Это приводит к тому, что дети всесторонне развиваются и познают незнакомые ранее истины.

Шалва Александрович неоднократно заявлял, что в разработанном им методе огромную роль играет личность воспитателя. Согласно его мнению, хороший педагог должен:

• Верить детям и стараться понять их, не забывая о снисходительности;

• Позитивно смотреть на вещи;

• Быть развитой личностью с высокоморальной системой ценностей.

Если все условия будут соблюдены, ребенок увидит в лице педагога верного товарища, который поможет ему понять мир духовности. Это объясняется тем, что проявление гуманности по отношению к представителям подрастающего поколения, приводит к тому, что они начинают активно развиваться в нравственном плане.

В ситуации, когда ребенок сотрудничает с воспитателем, последний получает какое-то подобие энергии, которую ему нужно направить в правильное русло. Амонашвили считает, что детей, которые отстают в развитии, нет. Он полагает, что некоторые из них могут попросту испытывать недостаток любви, который может быть компенсирован за счет общения с педагогом.

Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут
Задать вопрос

Образовательный процесс в школах Амонашвили

Школы, созданные Амонашвили, ставят перед собой следующие цели:

• Подталкивание детей к духовному саморазвитию;

• Перенаправление детской энергии на образовательный процесс;

• Постоянное поддержание у учащихся стремления к познанию;

• Наполнение занятий полезной информацией, получение которой постепенно подталкивает детей к взрослению.

В описываемых школах нет системы оценок, ведь она, по мнению ученого, способна привести к унижению достоинства ребенка. Учащемуся не нужен соревновательный процесс с одноклассниками, ведь в его сознании идет постоянное соревнование с самим собой. Если он при помощи педагога одержит в нем победу, то в будущем будет радоваться за других детей. Примечательно то, что в данных учебных заведениях школьники принимают непосредственное участие в формировании образовательного процесса. Это касается самостоятельного написания учебников и организации уроков.

Методика Амонашвили хороша тем, что в процессе познания воспитанник плотно контактирует с педагогом и это приводит к развитию духовности на высоком уровне. Учитель, руководствующийся в работе принципами гуманизма, помогает ребенку правильно понять те или иные нравственные ценности, что позволяет ему сформироваться, как личности.

Не нашли ответ?
Просто напиши,с чем тебе нужна помощь
Мне нужна помощь

Смотрите также:

Гуманная педагогика Амонашвили

Геннадий Никандрович Волков, доктор педагогических наук

Бабанский Юрий Константинович - советский педагог

Елизавета Николаевна Водовозова, русская детская писательница, педагог

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы