Узнать цену работы
Статьи по теме

Амонашвили Шалва Александрович - российский педагог и психолог

Краткие биографические сведения

Отличительные особенности методики Амонашвили

Образовательный процесс в школах Амонашвили


Имя Ш.А. Амонашвили хорошо знакомо отечественным педагогам. Шалва Александрович является талантливым ученым, разработавшим несколько инновационных методик в такой области, как педагогическая психология. Его работа с представителями подрастающего поколения базируется на принципах гуманизма и уважения к личности. Принадлежащая его авторству методика позволяет детям развиваться всесторонне и устанавливать доверительные отношения с окружающими их людьми.

Краткие биографические сведения

Год рождения Амонашвили – 1931, место – город Тбилиси. Шалва Александрович успешно окончил один из университетов Тбилиси и начал свою карьеру в грузинском НИИ педагогики, сотрудником которого являлся вплоть до начала 90х годов. 1958 год – дата окончания аспирантуры. Два года спустя прошла успешная защита диссертации. Позже ученый отказался от своего труда по той причине, что изложенная в нем информация шла вразрез его текущим убеждениям. В это же время Амонашвили работал над исследованием книг по религии и психологии. Проделанная работа позволила ему представить широкой общественности авторскую методику, названную гуманной педагогикой. На экспериментальном уровне ее внедрение прошло уже в 1961 году в тбилисской «Школе радости».

В 1964 году Амонашвили руководил проектом внедрения образовательной программы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании». Позже им была получена степень доктора наук в области педагогической психологии. Дата этого события в жизни ученого – 1972 год. Позже он стал преподавателем одной из столичных школ. 1980 год оказался знаменательным для Шалвы Александровича, т.к. в это время он заслужено пополнил ряды профессоров Московского педагогического университета. В 1987 году Амонашвили вернулся на родину, где занял пост генерального директора экспериментального НПО, созданного министерством образования. В 1993 году ученый стал участником проекта под названием «Школа 2010». В 2001 году ученый становится главой Международного Центра Гуманной Педагогики, созданного при центре Рерихов в российской столице.

Отличительные особенности методики Амонашвили

Новаторский подход к психологии позволил Шалве Александровичу стать первым ученым, который на практике начал использовать педагогику сотрудничества. Разработанная им методика впитала в себя черты, взятые из трудов других известных педагогов. Ее главная особенность – принятие личности ребенка такой, какая она есть.

Амонашвили пришел к выводу, что работа с представителями подрастающего поколения должна быть построена на трех принципах, а именно на:

• Любви и уважении к ребенку;

• Проживании в воспитаннике собственного детства, понимании его проблем и получении взаимного доверия;

• Сохранении душевного равновесия ребенка.

Перечисленные выше принципы хороши тем, что их использование приводит к тому, что педагог начинает чувствовать психологическое состояние ребенка, который начинает доверять своему учителю. Это приводит к тому, что эффективность образовательного процесса значительно повышается. Дети легко идут на контакт и задают интересующие их вопросы, т.к. понимают, что им будут даны честные ответы, которые повлияют на их чувства и вызовут огромное желание изучать окружающий мир. Это приводит к тому, что дети всесторонне развиваются и познают незнакомые ранее истины.

Шалва Александрович неоднократно заявлял, что в разработанном им методе огромную роль играет личность воспитателя. Согласно его мнению, хороший педагог должен:

• Верить детям и стараться понять их, не забывая о снисходительности;

• Позитивно смотреть на вещи;

• Быть развитой личностью с высокоморальной системой ценностей.

Если все условия будут соблюдены, ребенок увидит в лице педагога верного товарища, который поможет ему понять мир духовности. Это объясняется тем, что проявление гуманности по отношению к представителям подрастающего поколения, приводит к тому, что они начинают активно развиваться в нравственном плане.

В ситуации, когда ребенок сотрудничает с воспитателем, последний получает какое-то подобие энергии, которую ему нужно направить в правильное русло. Амонашвили считает, что детей, которые отстают в развитии, нет. Он полагает, что некоторые из них могут попросту испытывать недостаток любви, который может быть компенсирован за счет общения с педагогом.

Образовательный процесс в школах Амонашвили

Школы, созданные Амонашвили, ставят перед собой следующие цели:

• Подталкивание детей к духовному саморазвитию;

• Перенаправление детской энергии на образовательный процесс;

• Постоянное поддержание у учащихся стремления к познанию;

• Наполнение занятий полезной информацией, получение которой постепенно подталкивает детей к взрослению.

В описываемых школах нет системы оценок, ведь она, по мнению ученого, способна привести к унижению достоинства ребенка. Учащемуся не нужен соревновательный процесс с одноклассниками, ведь в его сознании идет постоянное соревнование с самим собой. Если он при помощи педагога одержит в нем победу, то в будущем будет радоваться за других детей. Примечательно то, что в данных учебных заведениях школьники принимают непосредственное участие в формировании образовательного процесса. Это касается самостоятельного написания учебников и организации уроков.

Методика Амонашвили хороша тем, что в процессе познания воспитанник плотно контактирует с педагогом и это приводит к развитию духовности на высоком уровне. Учитель, руководствующийся в работе принципами гуманизма, помогает ребенку правильно понять те или иные нравственные ценности, что позволяет ему сформироваться, как личности.

Смотрите также:

Гуманная педагогика Амонашвили

Геннадий Никандрович Волков, доктор педагогических наук

Бабанский Юрий Константинович - советский педагог

Елизавета Николаевна Водовозова, русская детская писательница, педагог

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ