Узнать цену работы
Статьи по теме

Архитектура эпохи Просвещения

  1. Архитектура эпохи Просвещения в России

XVIII век - время начала эпохи Просвещения, последовавшей за научной революцией. В то время ученые, философы и светлые умы человечества отстаивали концепцию равенства, прогресса, боролись против суеверий и слепой веры в чудеса. Эпоха продлится до начала XIX века и обогатит архитектуру великолепными и неординарными строениями. В этот период развивались и совместно сосуществовали следующие стили:

  • барокко, период закончился в конце XVIII века;
  • рококо, расцвет пришелся на XVIII век;
  • классицизма, период продлился по XIX век включительно;
  • модерн, зародился в XIX веке;
  • романтизм, продлится до начала XIX века.

В архитектуре этого периода возродились классические традиции. После раскопок Помпеи и развалин Геркуланума стало востребовано все связанное с Древним Римом. Увлечения античностью способствовало укоренению в зодчестве лаконичности; четкости линий, форм; логичности. При строительстве зданий часто подражали античности, украшая их колоннами, пилястрами, арками, создавая новый неповторимый стиль.

Архитектура эпохи Просвещения ориентирована на идею противостояния изнеженному аристократическому рококо.

В архитектуре эпохи нашли отражение духовные ценности прогрессивных людей того времени, основанные на принципах свободы, долга, государственности, родственные античным.

Экспрессивный, мистический стиль Барокко в градостроительстве проявился монументальностью. При возведении фасадов нередко используется особый прием, когда часть стены выдвигается вперед, а другая часть напротив вглубь, что приводит к чередованию выпуклых и вогнутых фрагментов. Отличительной чертой стиля стало чрезмерное украшательство, когда стены буквально исчезают под лепниной, колоннами и зеркалами.

Барокко и классицизм объединились в великолепном ансамбле Версаля. Отличительными особенностями барокко выступили приверженность ансамблю, цельное восприятие мироздания. (собор Св. Петра в Ватикане, рисунок 1).

Рисунок 1. Собор Св. Петра в Риме.

Стиль рококо формировался под влиянием аристократии и объединил в себе, парадоксальность, легкомысленность, наслаждение жизнью, изысканность, затейливость, высокохудожественность. Архитектура периода легкая, игривая, не заботится о сочетании частей сооружения, а произвольно ими распоряжается, уклоняясь от строгой симметричности.

При формировании классицизм испытывал на себе влияние античности и Ренессанса, главенствующее значение в этой архитектуре обрели уравновешенность, логика, четкость форм. Поздний классицизм обретет черты парадности и пышности (ампир).

Возникший в конце эпохи стиль романтизм, вместо простоты и упорядоченности классицизма, предложил сложные силуэты, свободу планировочных решений, при которой симметрия теряет свое господствующее значение.

Архитектуру эпохи просвещения называют «говорящей», возникновение термина связано с работами К. Н. Леду.

Она несла информацию, о сущности и предназначении объекта, иногда достигая при этом гротескных форм. Содержанием послания служили детали сооружений. Так, массивные колонны здания банка, должны были транслировать информацию о солидности учреждения, а ферму предполагалось построить в виде головы коровы.

Архитекторы иногда в своих разработках использовали особый знаковый язык, так шар олицетворял мораль, куб - правосудие. Множество работ «говорящей» архитектуры остались неосуществленными. Поэтому эти необычные, но интересные для изучения проекты называют «бумажной архитектурой».

Яркие последователи «бумажной архитектуры» вызывающие восхищение и сегодня:

  • Клод Никола Леду;
  • Этьен Луи Булле.

Этьен - Луи Булле (1728-1799) - архитектор, чьи работы оказали серьезное влияние на современников и продолжают удивлять зодчих нашего века. Булле построил лишь несколько особняков, однако создал более 100 проектов «бумажной архитектуры».

Один из значимых, но нереализованных проектов архитектора - Кенотаф Ньютона. Мавзолей основоположника натурфилософии изображен на проекте, как абсолютная сфера. Стены здания перфорированы и днем солнечный свет, должен был по задумке Булле рисовать на стенах изнутри звездное небо.

(Рис. 2).

Рисунок 2. Проект кенотафа Ньютона Этьена Луи Булле.

Грандиозные замыслы Булле с легкостью оживали на бумаге, но были обречены на забвение, поскольку в то время не существовало соответствующих им материалов и технологий.

Клод Никола Леду (1736-1806) реализовал некоторые свои проекты, в отличие от Булле. В 1785 году он приступит к проектированию трехметровой стены вокруг Парижа и воздвиг 50 таможенных застав. В настоящее время сохранились четыре из них. Проект не был завершен, и работа подверглась критике современников. В 1804 году Леду опубликует проект города Шо, где представит на суд публике идеальное по его мнению поселение будущего. Талантливый гуманист стремился доказать в своих трудах, что архитектура обязана просвещать и воспитывать

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь
Мне нужна помощь

Архитектура эпохи Просвещения в России

Зарубежный опыт серьезно повлиял на русскую архитектуру того периода. Возникший под влиянием барокко и маньеризма новый нарышкинский стиль стал связующим звеном между византийской архитектурой и будущим петровским барокко. Название направления архитектуры связано с боярским родом Нарышкиных, однако он применялся в то время повсеместно. Узоры, ордера, декоративные мотивы делают этот стиль узнаваемым. Для него характерна двойственность, так одно строение ансамбля может быть высоким, устремленным ввысь, другие миниатюрные, со множеством деталей.

Окончательный разрыв с византийской традицией произойдет при строительстве Санкт-Петербурга. Город с самого начала возводился в стиле петровского барокко. Отличительные особенности стиля это простота, практичность, плоскостной декор. Петровское барокко не чужеродно по своему духу, сквозь заимствования в нём проступают глубоко национальные черты. На строительстве города работало много иноземных мастеров, так Доменико Трезини стал его первым архитектором. Наряду с этим были задействованы русские талантливые архитекторы, например Иван Зарудный. Есть работы, сделанные по эскизам Петра.

Русское барокко елизаветинской эпохи поднимет русскую архитектуру на новую высоту.

В то время появятся новые выдающиеся русские архитекторы (Д. Ухтомский, С. Чевакинский). Из Европы пригласят иностранных мастеров, среди которых Антонио Ринальди. Знаковые и выдающиеся творения принадлежат Растрелли, подарившему нам Зимний и Петергофский дворцы, Смольный монастырь, а также другие здания города и окрестностей.

Самобытное елизаветинское барокко формируется при непосредственном участии одаренных московских архитекторов и выдающихся зодчих - С.И. Чевакинского, А.В. Квасова. Елизаветинское барокко мало затронуло русскую глубинку, оставшись в большей степени столичным стилем.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы