Узнать цену работы
Статьи по теме

Делегирование как функция менеджмента

  1. Содержание понятия делегирования
  2. Назначение делегирования

Содержание понятия делегирования

Делегирование, по своей сути, является одной из управленческих функций, которая при условии ее правильной реализации становится одним из основополагающих фактором успеха менеджмента.

Делегирование представляет собой способ организации работы, когда начальник распределяет между своими подчиненными некоторые особые поручения. При этом сотрудник наделяется определенными полномочиями по постановке задач и организации действий, чем обычно занимается вышестоящий менеджер.

Необходимость применения практики делегирования имеет большое значение.

Основные причины необходимости осуществления делегирования следующие:

  • Объем работы, который должен каждый день выполнять руководящий работник, очень высок. Фактически он больше физических и временных возможностей менеджера. И эта ситуация является вполне нормальной. Чтобы справиться с такой задачей, исполнить в полной мере свои функции, требуется передать часть работы нижестоящим сотрудникам.
  • Работники должны быть способными выполнить некоторую работу либо решить некоторые вопросы, присущие руководителю, лучше него самого. Это также нормальная практика, которую следует продвигать и поощрять. Можно сказать, что хорошим управленцем является не тот, кто лучше своих подчиненных делает некую работу, а тот, кто умеет распределить разные задачи между теми, кто решит их лучше всего.

Иное определение понятия делегирования гласит, что оно является процессом передачи менеджером части своих обязанностей и функций нижестоящим по служебной лестнице работникам без последующего вмешательства в порученную им работу.

Назначение делегирования

Таким образом, делегирование заключается в частичной передаче начальником своих непосредственных полномочий, функций, прав, обязанностей подчиненным работникам, которые обладают компетенцией в конкретных вопросах.

Делегированию подлежат следующие работы:

  • Ежедневные рутинные действия.
  • Работы специализированных направленностей.
  • Решение малозначительных вопросов.
  • Работы подготовительного этапа.

Тем не менее есть определенная часть руководящей работы, которую менеджер не может передать кому-то другому, а обязан выполнять сам. Сюда относятся наиболее ответственные обязанности, обладающие самой большой степенью риска; стратегические задачи; конфиденциальные вопросы.

Деятельность, не подлежащая делегированию, включает следующее:

  • Постановку целей.
  • Выработку или выбор ключевых решений.
  • Определение организационной политики.
  • Руководство людьми, мотивирование.
  • Наиболее ответственные, рискованные вопросы.
  • Исключительные вопросы.
  • Конфиденциальные дела.

В процесс делегирования входит:

  • Распределение обязанностей.
  • Наделение правами и степенью ответственности, соответствующей передаваемым полномочиям.

Делегирование полномочий дает следующие преимущества менеджменту:

  • Возможность осуществлять деятельность, требующую персонального участия управленца.
  • Большее внимание глобальным, стратегическим вопросам и планам управления организацией.
  • Хорошая возможность мотивировать сотрудников.
  • Практическое обучение работников.
  • Возможности для карьерного и профессионального роста.

Делегирование полномочий может иметь официальный, полуофициальный либо неофициальный характер. Последние два варианта наиболее распространены. Так или иначе, делегирование становится возможным в условиях благоприятной с моральной и психологической точки зрения обстановки в коллективе.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы