Диагностика организационной культуры
Формирование организационной культуры
Большое влияние на становление и развитие как организационной культуры в целом, так и ее отдельных компонентов, оказывают множество составляющих внешнего и внутреннего окружения. Каждая стадия ее становления подвержена влиянию личной культуры ее руководителя, что сильно прослеживается на этапе формирования. Связано это с большим влиянием личностных и профессиональных черт руководителя.
Организационная культура развивается в соответствии с особенностями сферы ее деятельности, с технологическим прогрессом, спецификой рынка и его потребителем и так далее.
Организация растет в связи с привлечением новых сотрудников, которые пришли из других организаций со своей уникальной культурой. Формирование организационной культуры можно назвать своеобразным способом конструктивного влияния на психологическую и социальную атмосферу, а так же поведение сотрудников.
Развитие организационной культурой установок и системы ценностей у сотрудников позволяет планировать, прогнозировать и мотивировать необходимое поведение.
Очень важно заметить, что анализировать стоит стихийно сложившуюся корпоративную культуру определенной организации. Актуальная тенденция в бизнес - среде – это желание со стороны руководства сформировать идею своей организации, где ведущими являются прогрессивные ценности и нормы. В итоге действительность не совпадает с желаниями и затраченными ресурсами.
Это связано с тем, что искусственно внедренные организационные нормы и ценности конфликтуют с уже сложившимися. Как результат – отрицание со стороны большинства сотрудников.
Диагностические методы организационной культуры
Главная задача диагностики заключается в описании сложившейся ситуации, прогнозирование дальнейшего развития и поиск возможных решений сложностей, которые уже есть или могут возникнуть.
Как правило, начинают организационную диагностику с высшего руководства. Выявить стиль работы организации поможет метод «Targeted Culture Modeling» (C-Sortтм), что в переводе означает моделирование целевой культуры. Смысл заключается в том, что формируется список специфических «свойственных характеристик» конкретного предприятия. Например:
- поощрение выполнения заданной работы;
- исполнение поручения руководителя;
- анализ и прогнозирование изменений на бирже и так далее.
Характеристики рассматриваются как с точки зрения уже сложившейся организационной культуры, так и с точки зрения того, какой ее хочет видеть руководитель. Полученные данные проходят качественный и количественный анализ.
Благодаря диагностике методом C-Sortтм можно получить точные данные по всем показателям, которые необходимы исследовать. Это очень важно потому, что диагностика культуры организации или человеческого потенциала подвергается сомнению из-за субъективности в трактовке полученных данных. Если процедура сбора сведений не нарушена, то этот метод позволит выявить фактор социальной желательности в ответах.
Выделяют еще ряд диагностических методов:
- Концептуализации и феноменологизации;
- Обработки и интерпретации;
- Диагностики и исследования;
- Терапии и корректировки;
- Обучения и формирования;
- Конструирования и творчества.