Диагностика проблем управленческих решений
- Сущность диагностики проблем управленческих решений
- Методы диагностики проблем
- План проведения диагностики
Сущность диагностики проблем управленческих решений
Работа по диагностике проблемных моментов, неизбежных в процессе осуществления деятельности любой организации находится в компетенции менеджера и составляет одну из самых ответственных его функций.
Принятие управленческого решения начинается с этапа его моделирования, который подразумевает детальную диагностику проблемной ситуации, требующей этой работы.
Помимо построения модели проблемной ситуации и выхода из нее, этап диагностики включает в себя разработку альтернативных, запасных решений и прогнозирование возможных рисков и наиболее вероятных последствий принятия каждого из моделируемых вариантов.
Под диагностикой проблем управленческого решения подразумевается работа по выявлению, определению и систематизации препятствий к оптимальному функционированию организации, разделению их на главные, требующие решения в первую очередь и второстепенные; по определению сущностной первопричины проблемы и ее следствий.
По уровню анализа диагностику подразделяют на общую, охватывающую целый кластер проблем, так называемое «проблемное поле» с выделением среди них ключевой («стартовой»); и частную, в центре внимания которой находятся конкретные ситуации и обстоятельства, требующие более детального рассмотрения для принятия верного управленческого решения.
Методы диагностики проблем
Традиционными методами, используемыми менеджерами в процессе работы с проблемными ситуациями являются: сравнительный метод, метод создания модели и метод факторного анализа.
Сравнение реальных данных, полученных в результате предшествующей работы показателей, отражающих актуальное функционирование организации с показателями нормативов, предписанными целевым планом организации составляет суть сравнительного метода, как и метода факторного анализа.
Результатом применения метода моделирования выступает построение специфичной для организации экономико-математической модели. Сам процесс построения которой базируется на принципах ряда теорий, а именно: теории запасов, теории очередей и положениях экономического анализа. Теория очередей, именуемая также теорией массового обслуживания позволяет, используя статистические методы, разработать оптимальную систему сервиса на основе соотнесения потребительских ожиданий с возможностями создаваемого организацией сервиса. Использование в моделировании теории управления запасами позволяет оптимизировать запасы ресурсов, используемых организацией с их расходом. В компетенции экономического анализа находятся такие показатели как производственные издержки, прибыль, производственные объемы, оптимальная цена единицы выпускаемого предприятием на рынок продукта, финансовая прочность бюджета организации, точка окупаемости, точка безубыточности и пр.
План проведения диагностики
Диагностика проблем предприятия подразумевает определение структуры и границ его проблемного поля, определение сущностных характеристик основных компонентов его и установление причинно-следственных отношений между ними. Как и медицинская диагностика, она формулирует «диагноз» и определяет «план лечения» - необходимые и адекватные сложившейся ситуации пути решения проблем. В процессе принятия управленческих решений, как правило, используются разнообразные, обоснованные научно и проверенные на практике теоретические разработки в виде стандартных методов оптимизации.
Диагностирование проблем предприятия состоит из:
- Этапа первичной диагностики, на котором чаще всего используют методы анкетирования и интервьюирования как руководителей структурных подразделений организации, так и рядовых сотрудников; также могут быть использованы стандартизированные приемы организационной самодиагностики;
- Этапа анализа эффективности управленческих решений, принятых ранее, включающего в себя анализ анализ актов нормативов и документов приказов, принятых организацией, анализ полученных статистических данных, отражающих функционирование организации, формулирование причин отклонения реального положения дел от декларируемой цели и стратегии предприятия. Кроме того, при помощи опроса либо анкетирования исследуется отношение персонала к сложившийся ситуации и оценку им принятого ранее решения;
- Этапа составления итоговой отчетности по проведенной диагностике, который подразумевает обозначение ключевых, базовых, причинных проблем и установление следственных связей всего прочего проблемного поля с ними;
- Этапа выработки рекомендаций по обоснованности принятия и внедрения нового управленческого решения.