Джек Траут, маркетолог, основатель и президент консалтинговой фирмы «Trout&Partners;»
Джек Траут и его влияние на маркетинг
Основные положения концепций Траута
Кто такой Джек Траут и каково его влияние на маркетинг?
Появился на свет изобретатель термина «маркетинговые войны» В 1935 г. Имеет высшее экономическое образование, после которого поступил на работу в General Electric, где работал в департаменте рекламы. Здесь талантливый маркетолог не задержался надолго, поскольку его пригласили руководить отделом рекламы в «Uniroyal». Здесь он около 25 лет он работал с одним из известных деятелей в сфере маркетинга Элом Райсом. Кстати, именно в соавторстве с ним и вышла книга, принесшая популярность им обоим, — «Маркетинговые войны». Авторы сравнили конкуренцию с подобием войны, и в принципе недалеко ушли от истины, — с развитием цивилизации войны приобретают совсем другой характер. Но тогда, когда разошлись их взгляды, маркетологи также разошлись.
Джек Траут основал своё рекламное агентство, а уже в 1960-х гг., когда маркетинг в США развивался семимильными шагами, он создаёт теорию позиционирования.
Сегодня Траут — известный руководитель группы специалистов, применяющих его методику на практике. Доказательством его признания можно считать то, что он консультировал такие компании, как IBM, Xerox, Ericcson, Audi, Burger King, Procter & Gamble и другие известные организации.
Книги Траута пользуются широкой популярностью и во многом благодаря тому, что написаны с интересом и не без доли юмора. При этом его идеи просты и логичны, и для того чтобы их понять, специальное образование не нужно. Его книги переведены на множество языков, а концепция позиционирования — одна из основополагающих в маркетинге.
Основные положения концепций Траута
Когда люди говорят «Джек Траут», то сразу вспоминается концепция позиционирования. Автор признаётся, что его книги посвящены одной и той же идее, просто он немного по-разному объясняет принципы и вкладывает несколько иной смысл в положения, заложенные в книгах.
Основная идея и вытекающие из неё концепции, проходящие через все произведения Траута, могут быть сформулированы так:
• Чтобы достигнуть успеха, необходимо быть отличным от тех, кто по отношению к Вам является конкурентом. И правда, положение простое, с ним тяжело поспорить, но, однако же, не все следуют этому совету;
• Соперничество между конкурентами происходит не у стойки кассы или у витрины, а в сознании покупателей. А для того, чтобы клиент захотел купить товар, последний должен быть лучшим, — и никакая реклама, никакие объёмы, говорящие покупателю, что продукт того стоит, не изменят решения клиента, если тот решает купить лучший, по его мнению, товар;
• А цель позиционной стратегии будет тогда достигнута, когда покупатель начинает ассоциировать торговую марку с категорией товаров в целом.
Ещё одной заслугой Джека Траута является «маркетинговые войны», — сегодня многие используют терминологию о ведении военных действий в этой сфере. Но тогда, в далекие 80-е гг. XX века это было сенсацией.
Произведения Джека Траута
Книга «Позиционирование. Битвы за умы» вышла в 1980 г. и сразу же обрела своего читателя. На сегодняшний день его положения и сама теория — одна из самых распространённых в маркетинге. Это был некий ответ на вопросы, которые претерпевала предпринимательская деятельность в Соединённых штатах в 70-х гг. прошлого века, — в то время, когда бурно развивались конкурирующие компании, и каждый хотел стать монополистом.
Уже через пять лет, в 1985 г., выходит «Маркетинговые войны», — произведение, сделавшее имя Джеку Трауту. Сегодня термины из этой книги как нельзя лучше описывают ситуацию, происходящую на рынке, и можно говорить, что книга «вечная».
В 1988 было опубликовано произведение «Маркетинг снизу вверх», — не только в художественной литературе могут быть трилогии, эта книга своего рода стала завершением серии. Здесь описан процесс планирования в маркетинге.
1993 год стал годом выхода книги «22 непреложных закона маркетинга», — эту книгу можно просто вводить в вузе как пособие по науке, — здесь описываются основные положения маркетинга, его законы и концепции. Произведение универсальное для того чтобы стать книгой, которую будет читать как студент-экономист, так и бизнесмен.
В 2000 г. Траутом было описано основное положение, которое он хочет донести до маркетологов всего мира — для того чтобы быть успешным на рынке, следует выделяться среди конкурентов.
2001 год — выпуск произведения «Большие проблемы больших брендов». Поскольку с развитием маркетинга происходит и развитие организаций, и компании из средних превращаются в крупные корпорации, то, следовательно, трудности, с которыми они сталкиваются, уже не те, что подстерегали их в начале пути. В этом произведении Траут пытается найти решение этих проблем.
Смотрите также:
Дэвид Огилви, один из основателей и «отцов» рекламы
Филипп Котлер, профессор в области международного маркетинга
Майкл Портер, выдающийся теоретик и практик в области конкурентной борьбы