Джером Маккарти, американский специалист в части планирования маркетинга
Джером Маккарти – знаменитая фигура в сфере маркетинга, он выпустил большое количество полезных материалов, написал ряд статей, которые и по сей день используют руководители, когда планируют деятельность компании. Что же особенного в трудах автора? Как он пришел к выводам, которые в них освещает? Как Джером стал гением маркетинговой мысли? Что сформировало его жизненную позицию?
Биографическая информация
Год рождения Маккарти – 1928. Его полное имя – Эдмунд Джером Маккарти. Мужчина учился в Университете Минессоты, окончил его в 1958. Из учебного заведения Джером вышел доктором наук. За свои труды, которые стали частью маркетингового планирования, он получил Trailblazer Award. Награда была вручена номинанту в 1987.
В том, что стратегии Джерома лидируют в сфере маркетинга, сомнений не возникает ни у кого. И правильно, ведь мужчина стал автором множества методик, пособий, статей, учебных материалов. Наиболее популярны «Основы маркетинга – Глобальный Управленческий подход». Джером Маккарти работал над ней в соавторстве с Д. П. Коэнноном и У. Д. Перро-младщим.
Другое направление – лекционная работа. Ученый выступает на конференциях, что затрагивают маркетинговые темы. Подобные мероприятия были организованы не только в Соединенных Штатах, но и на соседнем континенте – в Южной Америке, а также в Индии и Африке.
Консультирование крупных корпораций – еще одна сфера, в которой работает Маккарти. Он взаимодействует с такими компаниями, как ЗМ, Dow Chemical, Grupo Industrial Alfa.
Модель 4Р
Начиная с 1960-х, Маккарти посвятил себя и свою работу маркетинг-миксу. Нейл Борден ввел это понятие давно, но сейчас концепция получила название Модель 4Р. Эффективность работы компании изучается через призму четырех составляющих элементов:
1. Цены;
2. Продукта;
3. Места;
4. Продвижения.
Окончательный вид этой идеи Джером изложил в 1964, концепцию автор обозначил, как комплекс маркетинга. Модель называется «4Р», потому что все элементы начинаются на «Р». Короткое, но ёмкое и гармоничное название определило широкую известность данной идеи. Впервые о ней рассказал Нейл Борден в одной из своих статей через год после окончательного формирования концепции. Если сравнить её с другими маркетинговыми методами, стратегиями, можно увидеть, что остальные способы удовлетворения целевого рынка уступают работе Джерома.
Рассмотрим же её более подробно. Как уже было сказано ранее, комплекс включает 4 компонента, каждый из которых начинается на букву «Р» (пи). Вот они:
1. Product или продукт. Под ним понимается перечень товаров, услуг, работ, с которым компания выходит на рынок;
2. Price или цена. Определяется как стоимость конкретного товара, услуги, работы, которую заплатит покупатель при его приобретении;
3. Place или место (дистрибуция). Этот элемент рассматривает способы, с помощью которых товар приобретает доступность для потребителей;
4. Promotion или продвижение. Каждая компания должна убедить покупателей в том, что им нужен этот товар. Для этого нужно обозначить его достоинства и распространить данную информацию среди целевой аудитории. У людей должно возникнуть желание купить продукт.
Анализируя маркетинг-микс от Джерома Маккарти, вы увидите, что ключевыми инструментами являются 4 направления программы:
• Товарное;
• Ценовое;
• Сбытовое;
• Коммуникационное (политика продвижения товара).
Модель 4Р можно считать общепризнанной хотя бы по одной причине: 4 элемента, которые стали основой концепции, всегда находятся под контролем маркетолога. Через эти составляющие как раз реализуются главные функции маркетинга:
• В распоряжении маркетологов должен быть продукт, с которым компания впоследствии выйдет на рынок. При его отсутствии ставить вопрос о программе нецелесообразно;
• Сущность продаж заключается в том, что у одной стороны есть потребность реализовать товар (у компании-производителя, продавца), а у другой – приобрести (у покупателя, потребителя). Чтобы удовлетворить интересы обеих сторон, нужно обозначить, с помощью каких средств они будут взаимодействовать;
• Для потребителя оценка продукта включает и анализ его характеристик, качеств, и сумму издержек, без которых невозможно приобретение товара;
• Продавец узнает о покупателе, а покупатель – о продавце посредством коммуникации. Если общения нет, то и сделки не будет. Вот почему в маркетинге большое внимание уделено коммуникационной политике.
Смотрите также:
Филипп Котлер, профессор в области международного маркетинга