Экономико-географическое положение России
Многие аспекты функционирования и развития стран определяются её экономико-географическим положением (ЭГП), которое проявляет себя на макроуровне, мезоуровне и микроуровне.
На макроуровне отражаются аспекты положения государства относительно всего мира, который её окружает, мезоуровень определяет позиции отдельно взятых регионов страны, относительно всего государства. Характеристики взаимоотношений с соседями определяются на микроуровне.
Макроуровень
Российская Федерация является на планете государством с наибольшей территорией, которая составляет более 17 миллионов квадратных километров. Приблизительно 60% от этого числа составляют северные территории, они охватывают 30% территории страны европейского континента, 60% азиатской и 10% дальневосточной территории. Именно тут проживают более 12 миллионов граждан. Тут развита хозяйственная деятельность, что объясняется:
- достаточным количеством природных ресурсов – полезных ископаемых;
- значительным повышением стоимости жизни в регионе и хозяйственной деятельности.
Для северных регионов России характерно наличия прямого выхода к морю и наличие доступа к морским путям и океаническому шельфу.
Сухопутная граница России занимает около 22 тысяч километров и проходит по границе с 14 странами, такими как Финляндия, Эстония, Норвегия, Литва, Польша, Латвия, Беларусь, Грузия, Азербайджан, Украина, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея.
Протяженность морских границ составляет 38 тысяч километров, и они располагаются с такими государствами как США и Япония.
Благодаря экономико-географическому положению Россия является членом многих международных организаций, например, ОБСЕ, Совет Европы, ООН, ШОС, G20 и других.
Мезоуровень
Выходом к границе обеспечены 10 из 11 экономических районов Российской Федерации. Исключением является Волго-Вятский район. Изменения, которые последовали за распадом СССР, привели страну к необходимости перераспределения ресурсов. Произошли изменения местоположения регионов вследствие смены торгово-экономических партнеров, центров инноваций, а также рынка возможного сбыта.
В текущий момент можно выделить две основные районные группы:
- Районы, которые имеют непосредственную близость к транспортным узлам, имеющие национальный уровень. Их расположение благоприятно для развития предпринимательства. К ним можно отнести Москву и Московскую область, Екатеринбург, Пермскую и Свердловскую области. Также можно выделить портовые регионы – Калининградскую область и Приморский край, а также размещенные на транспортных путях в Европу Карелию и Мурманскую область.
- Районы, которые неблагоприятны для предпринимательской деятельности и затрудняющие её. Это районы, которые находятся в глубинке или не имеющие достойного транспортного сообщения. К ним можно отнести Западную и Восточную Сибирь, Волго-Вятский район, Магаданскую область.
Микроуровень
Положение страны определяет для неё характерное значительной протяженностью соседство. Отношения с соседними странами формируются благодаря созданию объединений, которые являются приоритетными для развития страны. К таким интеграционным сообществам можно отнести Евразийское экономическое сообщество, Содружество Независимых Государств, Таможенный союз и другие.
Азиатский регион характеризуется сотрудничеством средствами международных организаций, а также организаций регионального типа – это прежде всего ШОС и БРИКС.
ЗамечаниеПримечательно, что странами СНГ обеспечивается более 15% экспорта Российской Федерации, АТЭС – более 20%.
Среди положительных моментов экономико-географического положения страны можно выделить:
- наличие большой территории;
- различные ресурсы и природный потенциал;
- непосредственный доступ к Мировому Океану;
- наличие большого количества крупных рек внутри страны, которые благоприятные для перемещения судов;
- наличие большое количества государств с общими с РФ границами.
Однако есть и отрицательные аспекты:
- значительная часть северных территорий;
- слишком большая территория, которая может выступать минусом в некоторых моментах жизни страны;
- замерзание морей зимой;
- чересчур большая протяженность государства, что осложняет транспортировку грузов и перемещения граждан.