Эрнст Трёльч, немецкий теолог, философ культуры
В период своего обучения в Эрлангене (Берлин) с 1983 по 1888 год Эрнст Трельч находился под влиянием идей А. Ричля. А в течение года (1890-1891) был помощником епископа в Мюнхене.
Затем, в 1891-м его приняли в университет Геттингена, где он около года проработал приват-доцентом. Но уже в 1892-м в Боннском университете ему была предложена должность профессора, кем и являлся до 1894-го. В том году он стал преподавать в Гейдельбергкском университете теологию, чем занимался до 1917-го. Но затем его приняли в Берлинский университет, где Трельч проработал профессором до самой своей смерти.
Профессиональная деятельность Эрнста Трельча
Трельч сформировал свои религиозно-философские взгляды под влиянием либерального протестантизма. Он имел идейного наставника, которым являлся Ричлем. Следуя за ним, Эрнст Трельч посвящал много времени оформлению исторического метода в теологии. Его выбор был обусловлен тем, что только исторический, а не догматический метод позволяет изучить историю развития религии и проследить, как она проникала в жизнь общества.
Наибольшее внимание Трельч уделял развитию непосредственно протестантизма. Одной из основных его исследовательских целей являлось определение взаимосвязи этого религиозного течения с европейской культурой. Свои мысли по этому поводу Трельч изложил в выпущенном в 1906-м труде под названием "Значение протестантизма для возникновения современного мира".
Он подходил к изучению религии с исторической точки зрения, но при этом делал акцент на априорную форму религиозных чувств. Соответствующее мнение Трельч выражал в стиле, похожем на то, как свои идеи выражали Шлейермахер и Кант. Также он утверждал, что широкое распространение христианства и его преобладание над другими религиями обуславливается степенью наполненности и содержательностью данного вероучения. Подобные идеи некогда были свойственны и Риглю.
Ориентируясь на Макса Вебера, Трельч в своих работах особо выделял следующие темы:
- экономика в период существования христианской церкви;
- работа институтов в истории христианства;
- социальные проблемы, которые возникают в процессе существования и развития религии.
Трельч достаточно строго разделял различные типы религиозных групп. Он подразделял их на три вида:
- массовый институт – церковь, которая претендует на абсолют;
- сравнительно небольшое добровольное объединение – секта, куда входят избранные и где основное значение имеют личные отношения;
- индивидуальные верования – мистика.
Много внимания в трудах Трельча уделяется взаимодействию церкви и политических структур в разные временные промежутки. На основании своих исследований он делает вывод, что своим развитием капитализм сильно обязан кальвинизму.
Одними из последних трудов Трельча являются:
- "Историзм и его преодоление"; "
- "Историзм и его проблемы".
Кроме вышеперечисленных личностей на мировоззрение и труды Трельча повлияли также: Виндельбанд, Дильтей и Риккерт.
Какое влияние Трельч оказал на культуру
Когда Трельч говорит о необратимости истории, он развенчивает мнение о культуре, как о том, что основывается на "индивидуальной целостности" и непрерывном развитии.
Он полагал, что историю возможно осмыслить через культурный синтез. Также утверждает, что духовный источник культуры Европы возможно усмотреть в греческой и средневековой культурах, а также иудейском профетизме. По мнению Трельча, этими источниками нужно пользоваться, чтобы выстроить устойчивую систему для духовного развития будущих поколений.
Аксиология
В своих размышлениях Трельч обращается аксиологии. Ориентируясь на нее, он ставит новую проблему, касающуюся нравственности, религии и ценностей. В результате своих исследований он приходит к выводу, что государство обязано подчиниться церкви, так как это самый эффективный путь для развития отдельных индивидов и общества в целом.