Узнать цену работы
Статьи по теме

Факторы и закономерности спроса

Факторы спроса

Закономерности спроса


На динамику спроса влияет огромное количество факторов, измерить которые просто невозможно. Их, конечно, не столько, сколько людей на Земле, но количество значительно превышает сотни. Задача маркетинга состоит в поиске и выявлении ключевых и сильнодействующих факторов.

Закономерность спроса — это постоянно повторяющаяся взаимосвязь, определяющая стадии и виды развития спроса. Факторы помогают появлению закономерностей. Ниже будут рассмотрены обе категории подробнее.

Факторы спроса

Выделяют несколько ключевых групп факторов, влияющих на спрос:

• Производственные. Объём, номенклатура производимых продуктов, конкурентоспособность изготавливаемых изделий, применение в сфере производства передовых технологий, степень технического прогресса, структура и стратегия импорта/экспорта;

• Торгово-экономические. Ёмкость и загруженность рынка, эффективность рекламных акций или других мероприятий по стимулированию продаж конкретного товара, а также их насыщенность. Принимаются во внимание и такие факторы, как устаревание продукции по причине появления инноваций или более совершенных аналогов, товары, способные заместить друг друга, характеристики продукта, система защиты прав покупателей;

• Психологические. Тип личности покупателя, уровень его внушаемости благодаря рекламе, психология в сфере потребления, жизненная позиция к веяниям рынка любого потребителя как личности;

• Социальные. Разделение социума на общественные слои, сословия (иерархия), общественный статус покупателя, стиль и поведение. Кроме того, по каждому потребителю учитывается образ жизни, общественные и духовные ценности, степень образованности, а также культура потребления, преобладающая в определённом социуме;

• Национально-климатические. Традиции покупки товаров, обусловленные принадлежностью к определённому народу, характеристика географических и климатических условий (горы или низины, жара или холод, и т.д.);

• Социально-экономические, Инфляция, величина безработицы и занятости населения, степень сбалансированности цен на продукты, соответствие цены качеству, структура доходов и расходов;

• Факторы инфраструктуры. Определяется тем, насколько развиты сети торговых павильонов, организованность торговли, достаточно ли продавцов на конкретном рынке, учитывается среднее время для совершения покупки определённого продукта, предоставляемое обслуживание;

• Демографические. Степень урбанизации, эмиграции и иммиграции, количество фермерских хозяйств, численность населения, определяющее количество потребителей, размеры населённых пунктов, расположенность населения по конкретной территории (пригороды или мегаполисы), обеспеченность потребителей жильём;

• Физиологические. Физические характеристики определённого индивида, определяющиеся лимитом его потребления (лысому, как правило, расчёска не нужна, несмотря на поговорку), привычки в потреблении.

Закономерности спроса

Как видим, факторов значительное количество и это отнюдь не все те причины, которые заставляют покупателя выбирать тот или иной товар. На основе этих факторов, а также многочисленных исследований спроса на рынке, были выявлены его закономерности. Это 5 закономерностей, которые следует учитывать всем маркетологам:

• Закон Энгеля: объём доходов домашнего хозяйства прямо пропорционален части непродовольственных товаров и обратно пропорционален части товаров продовольственных в корзине потребителя. В целом, это логично: покупатель удовлетворяет нужды в еде и воде, тем самым, если эти потребности будут удовлетворены и покупатель уверен в том, что они всегда останутся таковыми, то он переключает свой взор на продукты для удовлетворения остальных нужд. Этими товарами, как правило, являются изделия, удовлетворяющие эстетические нужды и обеспечивающие комфорт и уют;

• Основная идея «эффекта бедности», или парадокса Джиффена, — в том, что увеличение цены на продукты первой необходимости несёт с собой и повышение спроса на эти продукты (можно проанализировать, как население начало скупать гречневую крупу или сахар, как только цена начинала расти);

• «Эффект богатства», или парадокс Вебелена: если увеличивается цена на товары, которые, как правило, доступны только состоятельным людям, спрос на них моментально возрастает;

• Положение Парето: 80% всей своей прибыли продавец получает от 20% покупателей;

• Правило Шердена, или уточнённое положение Парето (т. н. закон 80/20/30): итак, за основу взято 20% покупателей и 80% прибыли от них. Но эти клиенты теряются из-за необходимости сервиса 30% наименее выгодных потребителей.

Таким образом, перед маркетингом стоит нелёгкая задача найти баланс спроса и предложения. Конечно, в случае чего выявленные закономерности помогают стимулировать продажи и регулирования спроса.

Смотрите также:

Виды спроса

Прогнозирование спроса и продаж

Общая теория спроса

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ