Узнать цену работы
Статьи по теме

Формы прямой демократии

  1. Понятие и характеристика прямой демократии
  2. Признаки прямой демократии
  3. Формы непосредственной демократии

Понятие и характеристика прямой демократии

В настоящее время понятие демократия является одним наиболее активно используемых, что во многом можно объяснить многоаспектностью данной категории, а также ее сложностью.

При этом следует помнить, что такая разновидность демократии, как прямая (или непосредственная), представляется одним из ее самых древних типов (форм).

Дефиниция «прямая демократия» в самом общем виде может быть определена так.

Общественное устройство и политическая организация в такой форме, когда решения, наиболее значимые для жизнедеятельности общества и его развития, инициируют, принимают и исполняют сами граждане, принято называть прямой (непосредственной демократией).

Говоря иначе, для прямой демократии характерно непосредственное участие населения как в осуществлении нормотворчества, так и процедурах принятия решений.

Современные исследователи проблем, связанных с представлениями о демократии, отмечают, что ей присущи определенные характерные черты на протяжении длительного исторического развития, что позволяло ей реализовываться как в виде отдельной целостной системы (например, в древней Греции в государствах- полисах), так и в виде отдельных элементов

Политической и социальной организации, присущей современным государствам.

Признаки прямой демократии

Субстанциональные качества, присущие прямой (непосредственной) демократии, сформулированные в определении, приведенном выше, имеют способность оказывать самое непосредственное воздействие на те ее формы, которые воплощаются жизни общества. В связи с этим следует более подробно рассмотреть те черты прямой (непосредственной) демократии, которые наиболее часто принято выделять в специализированных исследованиях по данной проблеме. Среди них традиционно выделяют такие как:

  • народ, имеющий возможность принимать самое непосредственное участие как в процессе разработки значимых политических решений, так и в их принятии и непосредственном воплощении в жизнь, является основным источником власти. Он же несет ответственность за свою деятельность;
  • прямая демократия предполагает ряд направлений и вариантов, позволяющих поднимать вопросы, требующие решения. Инициаторами могут выступать отдельные граждане, общественные организации, социальные группы, политические партии, органы местного самоуправления и государственной власти и т.д.

Кроме положительных аспектов прямой демократии, к которым правомерно отнести возможность оперативной постановки и принятия решений, связанных с относительно небольшими социальными группами, данная форма демократии обладает и определенными недостатками.

Среди сторон непосредственной демократии, которых относят к слабым, называют трудность применения на больших территориях демократических механизмов прямой разновидности, что обуславливается следующими причинами: трудность в согласовании интересов значительных групп социума, которые зачастую не только не совпадают, но и представляются прямо противоположными, сложность формулирования вопросов, требующих разрешения, затягивание этих процессов и т.д.

Итак, проанализировав дефиницию, а также признаки и характерные особенности понятия «прямая (непосредственная) демократия», можем перейти к трактовке форм, благодаря которым может быть достигнута реализация механизмов соответствующего характера.

Формы непосредственной демократии

В самом общем виде представление о формах прямой демократии может быть следующим.

Меры и конкретные мероприятия в совокупности, при осуществлении которых внедрение механизмов присущих непосредственной демократии, представляются возможными, принято называть формами прямой демократии.

В связи с тем, что демократия может пониматься и как политический режим в целом, и, в частности, как многоаспектность прямой демократии, выделяются различные формы ее возможного осуществления. Самыми распространенными из них принято считать такие, как:

  • референдум (всеобщее голосование народа), который проводится как прямое голосование граждан, имеющих такое право, с целью принятия нормативных актов, которые являются общеобязательными. Круг вопросов, который может быть представлен для решения на референдум, достаточно широк, он связан с проблемами, обуславливающими функционирование жизни общества, а также все, что связано с определением вероятных направлений общественного развития. При этом в современной ситуации наметилась тенденция, для которой свойственно ограничение круга подобных вопросов, что характерно и для Российской Федерации. Например, не принято выносить на народное голосование такие значимые для государства вопросы, как отмена или введение обязательных сборов и налогов, принятие бюджета или его отклонение и т.д.
  • народное обсуждение, которое представляет собой инициативу группы избирателей, предлагающих внести положения, связанные дополнением, изменением отдельных глав, разделов или пунктов правовых нормативных актов, принятых к действию.
  • народная инициатива является процедурой внесения проектов группой граждан, предлагающих нормативные акты, которые должен рассмотреть соответствующий законодательный орган с целью его принятия (при этом отдельные положения первоначального варианта проекта могут быть изменены) или отказа (отклонения) к принятию;
  • императивный мандат, который трактуется как народное право давать наказы для отдельного судьи или депутата, которые становятся для низ обязательными, а также право отзывать конкретного судью или депутата, обязанность депутатов и судей отчитываться перед избирателями, которые имеют право требовать от них в том числе и внеочередного отчета.

Среди других форм прямой демократии, применяемых в Российской Федерации, выделяют публичные слушания, проводимые при активном участии граждан, сбор подписей среди населения и т.д.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы