Узнать цену работы
Статьи по теме

Формы воспитательной работы

  1. Понятие воспитательной работы
  2. Структура форм воспитательной работы
  3. Классификация форм воспитательной работы
  4. Категории форм воспитательной работы

Понятие воспитательной работы

В ходе педагогической практики был разработан ряд разнообразных форм воспитательной работы внеклассного формата. Они являются способами организации в процессе воспитания и его структуре. Для обозначения разновидностей тех или иных видов воспитательных работ в педагогике принят термин - воспитательное действие.

Для обозначения таких качеств в воспитательном процессе как комплексный подход, очередность в построении воспитательной работы, его систематичности и беспрерывности применяется также такой термин, как воспитательное ремесло. Последнее является формой в организации и создании любой деятельности, несущей в себе воспитательную функцию. Главной чертой воспитательного дела является его коллективная форма и созидание.

Воспитательные мероприятия принято проводить во внеучебные часы. Воспитательные дела, которые отличаются содержательностью и интересны детям, являются увлекательными, приветствуются детьми и, как правило, они участвуют в них по доброй воле. Такая активность помогает в разностороннем развитии личности у ребенка и несет общественно-значимую функцию. Поэтому всякая из форм досуговой деятельности является воспитательным занятием.

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь
Мне нужна помощь

Структура форм воспитательной работы

Во всех воспитательных делах наблюдается их общая структура - это установление цели мероприятия, его подготовка, само действие и подведение итогов по результату. Формы воспитательной работы непрерывно меняются и создаются новые. Примером могут быть игры, скопированные из популярных телешоу. В современной педагогике наибольший вклад в исследовании форм воспитательной работы принадлежит П. Иванову и Н.Е. Щуровой.

Классификация форм воспитательной работы

Принято классифицировать воспитательную работу с воспитанниками на 3 категории:

  1. форма участия учеников в школьной жизни с элементами управления и самоуправления;
  2. форма, построенная на различных познавательных мероприятиях (экскурсии, лекции, выставки и т.д.);
  3. формы с увеселительными мероприятиями.

Каждая из форм решает самые разные воспитательные задачи. Форма участия в школьной жизни и ее управления помогает решать проблему как организации школьной жизни, так и проблему выработки у учеников навыков управленцев. По этой причине, часто педагоги используют для таких целей учеников, которые изначально не проявляют никаких качеств организатора. Также и увеселительные формы выполняют не только развлечение, а дают элемент познавания и помогают раскрываться в общении между собой. Благодаря подобным мероприятиям и играм подростки развиваются как физически, так и духовно, растут интеллектуально. Преподавателя интересует в данном случае аспект индивидуальной личности каждого ученика, черт его характера, индивидуальных особенностей.

Новое значение с учетом вышеописанного имеет классификация методов и форм воспитательной работы по численности учеников. В индивидуальных, а также массовых мероприятиях гарантируется как возможность учесть все особенности подростка, так и приспособления их к совместной работе в социуме.

В воспитательной работе активность считается в первую очередь персональной и выражается во взаимодействии воспитанника с другими участниками процесса. Воспитание в качестве процесса является деятельностью по взаимоотношениям с другими людьми. Поэтому классификация воспитательной работы исходя из количества задействованных в участии лиц является более актуальной, в сравнении с учебным процессом.

Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут
Задать вопрос

Категории форм воспитательной работы

При этом средства и способы в воспитательной работе все также важны. Исходя и них, классифицируют три категории форм воспитательной работы:

  1. словесные формы, где практикуется вербальное общение
  2. категория наглядных форм, где упор сделан на визуальное восприятие информации;
  3. категория практических форм, где ведущая роль принадлежит практическим действиям участников, такие как, например, общественная работа.

Основным различием этих двух классификаций - форм и способов - друг от друга заключается в том, что при классификации способов по источнику знаний, принято рассматривать каждый способ в качестве отдельного метода решения задачи. А в случае со словесными формами невозможно ограничиться одним единственным способом. В случае с практическими формами возможно не только выполнение тех или иных упражнений или действий, а еще и использование ряда способов в определенной последовательности и совокупности. В этом и заложен полиморфизм форм в педагогическом процессе.

Его источники заключены в многоплановом характере каждой из педагогических задач, в их связи между собой, динамичности процесса. Решение всего описанного достигается с помощью применения форм, но не отдельного способа, каким бы он не казался единственно верным. В сравнении с учебной работой, в воспитательной такая важность применения форм является более типичной. Учитывая, что решение педагогических задач заложено в учебе, первостепенным моментом будет вопрос формирования воспитанника и ученика, создание тех или иных межличностных отношений и сочетания форм и способов в рамках той или иной выбранной для решения задачи формы.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы