Узнать цену работы
Статьи по теме

Гуманитарное направление менеджмента

  1. Гуманитарное направление менеджмента: школа человеческих отношений
  2. Теории мотивации

Гуманитарное направление менеджмента: школа человеческих отношений

Менеджмент, построенный на принципах гуманизма появился в первой половине XX века как альтернатива господствующему в то время классическому направлению теории управления, во главу угла помещают характеристики самого предприятия, их способность влиять на поведение и обуславливать эффективность, производительность деятельности сотрудников. Появление гуманистического менеджмента совпадает с эпохой формирования и бурного развития большей части современных социальных и психологических теорий, часть из них и легли в его основу.

Школа человеческих отношений сфокусирована на:

  • психологическом базисе отношений между людьми;
  • индивидуальных потребностях людей и обусловленном ими поведении;
  • взаимодействиях в социуме, а также групповых интересах и путях их удовлетворения.

Направления внутри данной школы можно условно объединить в три группы в зависимости от изучаемого ими объекта:

  • течение, сфокусированное на человеческих взаимоотношениях;
  • течение, в центр своего внимания помещающее ресурсы, которыми обладают отдельные люди;
  • течения бихевиористского толка.

Основоположник гуманистической управленческой модели — Элтон Мэйо, первоначально изучающий влияние отдельных компонентов материальной среды на трудовую производительность, заметил, что внешние условия физической среды влияют на эффективность работы лишь в малой степени.

Для подтверждения своей гипотезы под руководством Мэйо была проведена серия социальных экспериментов, известных как «хоторнские», потому как объектом исследований послужил коллектив завода г.Хоторн (США). Экспериментально подтвердилась гипотеза незначительной степени влияния условий работы, оплаты труда и прочих «внешних» по отношению к личности факторов, преимущественной роди факторов личностных установок, отношений между членами коллектива и сложившимся групповыми нормами, приоритетами. Подчеркивался приоритет интересов группы над интересами отдельного индивида и способность группы в значительной мере оказывать влияние на поведение ее членов.

Теоретическими изысканиями в данной области, превосходящими по уровню фундаментальности работы Мэйо, несколько ранее занималась английская ученая М.Фоллет, в качестве цели преследующая научное обоснование социально-психологических явлений, оказывающих влияние на производительность труда в противовес существовавшему в то время интуитивному подходу.

Огромное внимание в рамках теорий гуманистического управления уделено проблематике целенаправленного повышения эффективности и качества трудовой деятельности сотрудников организации. Они призывают отказаться от иерархического способа принятия управленческих решений заменив его комиссионным, более прогрессивным, на их взгляд. Также разработаны качественно иные способы делегирования должностных полномочий внутри вертикальной управленческой структуры.

Теории мотивации

Бихевиористское направление психологической мысли в области организационного управления создало ряд теорий, основанных на факторе мотивации. Сам фактор мотивации детально был рассмотрен в рамках других психологических направлений, ставящих, в противовес бихевиористам, в центр внимания не поведение, а сознание личности. Таким образом произошел частичный синтез разных психологических школ.

Одна из самых ранних, но получивших наибольшее распространение и применение теорий, рассматривающих мотивационный фактор в качестве определяющего поведение, стала теория А.Маслоу, создавшего знаменитую пирамиду человеческих потребностей, отражающую потребностные уровни, их компоненты, обуславливающие человеческое поведение, и иерархическую их организацию.

Теория Фредерика Херцберга, последователя Маслоу, связала поведение сотрудника со степенью его удовлетворенности результатом своей рабочей деятельности.

50-е годы минувшего столетия ознаменовались развитием математических методов обоснования социальных и психологических теоретических изысканий, в том числе, в сфере управления организациями. Количественные методы обработки результатов и доказательств научных социопсихологических гипотез были предложены Р.Акоффом, А.Голдбергом, С. Биром и др.

Внутри единой школы организационного менеджмента можно выделить следующие основные направления:

  • рассматривающие организацию в качестве «социальной системы»;
  • анализирующие явления системного или ситуационного характера при помощи математических методик.

Подход, именуемый «эволюционным менеджментом», использует одновременное и однонаправленное применение самых разнообразных современных методик к изучению, приводящее, по мнению представителей данной школы к эффекту усиления их совместно результативности, общей эффективности — так называемому эффекту синергии.

Новейшие гуманистически-ориентированные подходы к принятию организационных решения представлены методиками мозгового штурма, целеориентированного управления, методикой создания «дерева решений», «кружков качества» и многими другими. К школе человеческих отношений относится и портфельный менеджмент.

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ