Христо Николов Кафтанджиев, доктор философии, профессор рекламы на факультете журналистики Софийского университета
Подробнее о концепции маркетинговых коммуникаций
Христо Кафтанджиев является известным научным деятелем, который преподавал в высших учебных заведениях разных стран. Ниже о нем будет рассказано более подробно.
Биографические сведения
Христо появился на свет в 1955 году в одном из болгарских городов. Получив диплом о высшем образовании, он продолжил обучение в магистратуре, которая впоследствии была им успешно окончена. С 1981 года местом работы Кафтанджиева стала академия наук Болгарии. Через 4 года он сменил работодателя, пополнив штат сотрудников ведущего болгарского ВУЗа. Ассистент по прикладной лингвистике – именно эту должность занимает Христо в 1989 году, приняв предложение о сотрудничестве от Центрального института подготовки преподавателей. На этот же временной промежуток приходится написание докторской диссертации. Ее темой становится язык, используемый в рекламной сфере. Знаменательное событие происходит в жизни Кафтанджиева в 1992 году, когда он удостаивается докторской степени. Через 3 года Христо входит в число доцентов кафедры рекламы в крупнейшем университете Болгарии.
Далее в биографии Кафтанджиева необходимо выделить следующие даты и периоды:
• 1997 год – Международная академия рекламы удостаивает Христо звания «почетный профессор».
• С 2002 по 2005 год – работа преподавателем в стенах университета Софии.
• 2005 год – получение профессорской степени.
• 2008 год – написание второй научной диссертации.
• 2010 год – переход и работа в ТГУ (Томск, Россия).
Сейчас Христо не только продолжает преподавательскую деятельность, но и принимает участие в научных конференциях. Учебные пособия, написанные им, считаются одними из лучших в мире.
Взгляд на рекламную сферу
Произведения, которые принадлежат авторству Кафтанджиева, позволяют детально изучить статистический анализ рекламных элементов, разобраться в их грамматических и стилистических вариантах. Также на страницах книг приводится подробная информация, касающаяся влияния грамматических форм на уровень эффективности рекламных кампаний. Многие представители научного мира считают, что в основе самых известных трудов Христо лежит лингвистический подход. В частности, это объясняется тем, что многие составляющие рекламы Кафтанджиев анализирует как лингвист, а не как маркетолог.
Основной специализацией Христо является вербальная роль рекламы. Опираясь на имеющиеся у него знания, исследователь утверждает: вербальную систему можно назвать следствием объединения языковых знаков, которые используются людьми в повседневной жизни. Также исследователь сформулировал определение рекламного обращения, назвав его стратегией, которая указывает на наличие у потенциальных клиентов особых потребностей. Как правило, целевая аудитория сигнализирует о своих нуждах. Каждое сообщение, поступающее от нее, – это апелляция. Отсюда можно сделать вывод, что одна из целей рекламы – управление апеллированием и своеобразное «подталкивание» потребителей к приобретению предлагаемого товара.
Подробнее о концепции маркетинговых коммуникаций
В своих книгах Христо не раз называл рекламу универсальной коммуникационной моделью, у которой есть:
• Адресат;
• Адресант;
• Код сообщения;
• Каналы коммуникации.
Релятивистский подход – один из способов рассмотрения теории коммуникации. Именно на нем базируются исследования Кафтанджиева. Христо придерживается мнения о том, что коммуникация не может быть плохой или хорошей. Объясняется данный факт тем, что для оценки реального уровня ценности требуется проведение анализа заданной коммуникативной ситуации. При этом Христо всегда подчеркивал, что в большинстве случаев в упомянутых выше ситуациях центральное место занимает целевая аудитория.
Смотрите также:
Дэвид Огилви, один из основателей и «отцов» рекламы
Валерий Леонидович Музыкант, российский специалист в области рекламы