Иерархия принципов организации
Понятие принципов в организациях
Под организационными принципами подразумевают объективные конкретные правила, что имеют силу непосредственно в организации, и те, что вытекают из законов предприятия, являются их расширением, некой детализацией под воздействием практического управления.
Классические системы принципов организационного управления сформировались приблизительно в конце двадцатого века. На территории Российской Федерации используют систему принципов, что была образована Коротковым и Беляевым. Исследователи классифицируют принципы на:
- ситуационные;
- частные;
- общие.
Данная принципиальная иерархия управления компанией имеет весьма условный характер, но приносит возможность провести конкретное упорядочивание.
Общие принципы
Эта группа состоит из таких принципов как:
- развития;
- синхронизации;
- сочетания децентрализации и централизации управления;
- обратной связи;
- соотношения экономичности и эффективности;
- ресурсов и цели;
- конкуренции;
- ритмичности;
- подчинения и распорядительства;
- дополняемости;
- прямоточности.
Принцип развития подразумевает под собой необратимые организационные изменения, что имеют четкое направление. Если принять ко вниманию закон о переходе количественных в качественные изменения, то возникшие незначительные изменения в структуре и функциях предприятия приведут обязательно к функциональным изменениям и качественным структурным метаморфозам, то есть фирма выглядит совершенно по-другому - более развита.
Процесс развития может быть представлен в таких формах:
- революционная;
- эволюционная.
Под принципом конкуренции понимают то, что функциональность организации напрямую зависит от степени развития в ней конкурентных и соревновательных начал, так как лишь таким образом можно наблюдать эффективные пути использования ресурсов предприятия и обнаруживается социально-экономическое развитие.
В одном предприятии одновременно происходят устойчивые, непрогнозируемые, объективные, прогнозируемые, организованные, неустойчивые, самопроизвольные, случайные, стихийные процессы. Они способны дополнять друг друга и тогда срабатывает диалектический принцип некой дополнительности, что обеспечивает организационное развитие.
Если компания желает достичь успеха, процессы достижения поставленных целей необходимо обеспечивать конкретными ресурсами в необходимом количестве и вовремя. Данный принцип способен реализоваться автоматически, когда используют программно-целевой подход или при формировании задач и целей определяют методы, средства, разнообразный контроль и сроки выполнения.
Принцип соответствия распорядительства и подчинения говорит о том, что для каждого сотрудника компании нужно выделить:
- одного линейного руководителя;
- произвольное число функциональных руководителей.
Если говорить о эффективности производства, то это соотношение итогов труда к расходам в сопоставленных понятиях. А экономичность - отношение реальных расходов к расходам прошлым, что получила организация для хорошего результата.
Суть принципа соответствия вышеуказанных понятий в том, что любое предприятие должно найти собственное оптимальное соотношение экономичности и эффективности.
Принцип оптимального сочетании управленческой децентрализации с централизацией заключается в том, что для организации нужно отыскать личное оптимальное распределение по всем рангам управления.
Если говорить о принципе прямоточности, то он соблюдается в случае производственных, социальных и информационных процессов в фирме, которые направлены к краткому пути достижения целей без дополнительных искажений и затрат.
Информационные, производственные и социальные процессы на фирме должны достигать целей с конкретно заданной ритмичностью за определенный временный промежуток. Как результат, обеспечивается согласованность операций труда в течении цикла технологического.
Частные принципы
Эти принципы способны реализоваться в конкретной сфере работы. К ним относят такие принципы как:
- выделение главного;
- полноты;
- включения;
- соответствия;
- системности;
- координации;
- энциклопедичности;
- своевременности информации;
- планирования.
Ситуационные принципы
Такие принципы могут реализоваться в специальной отрасли и сюда принадлежит:
- профессионализм;
- четкость и решительность при подборе сотрудников;
- способность решать небольшие и глобальные задачи;
- индивидуальная преданность организации и делу;
- опытность в конкретной отрасли бизнеса;
- навыки взаимодействовать в коллективе;
- готовность решать трудные ситуации;
- самостоятельная работа;
- правила-поучения.