Информационная сторона управления
- Качественные характеристики информации, используемой в управлении
- Классификация управленческой информации
- Этапы процесса управления с информационной точки зрения
- Информационный менеджмент как средство управления информационным процессом
Эффективное управление организацией невозможно без своевременного получения достаточно достоверной, оперативной и надёжной информации. Являясь основой управления, информация, при её совершенстве, во многом влияет на качество управленческих процессов в организации. Деятельность менеджера в информационной сфере вынуждает его чётко организовывать функции связанные со сбором, анализом и обработкой информации, и требует от него умения выделять из потока поступающей информации важные сведения и второстепенные. Менеджер, обладающий определённым опытом, должен также быть способным в пределах фирмы упорядочить коммуникации и обмен информации.
Система управления получает от системы, управляемой ею, информацию, описывающую состояние некоторых технических и экономических параметров, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью и производством. На её основе система управления разрабатывает управляющие команды, передаваемые впоследствии для реализации управляемой системой.
Качественные характеристики информации, используемой в управлении
Управление практически каждой подвижной системы тем эффективнее, чем лучше организованы в ней процессы поиска и пополнения информации, её обработки, передачи и хранения. Главными качествами, определяющими эффект от использования информации, являются:
- Выражаемое в точности выявления и формирования информации, воссоздание в адекватном виде передаваемого явления именуемое репрезентативностью;
- Смысловая насыщенность информации, выражаемая отношением числа семантических сообщений к количеству обработанной информации называемая содержательностью;
- Характеризуемая полнотой предоставляемого содержательного набора показателей, используемого для вынесения решения, так называемая достаточность;
- Удобство формы предоставления информации для потребительского восприятия именуемое доступностью;
- Степень ценности информации на время её применения, зависящая от динамических показателей её появления и изменения называемая актуальностью;
- Соответствие периода поступления информационного сообщения ранее назначенному для этого времени именуемое своевременностью;
- Характеризующая близость информации реальным обстоятельствам присущим описываемому объекту или явлению так называемая достоверность и точность;
- Важность полученной информации для разрешения определённой задачи именуемая ценностью;
- Определяемая соответствием содержания полученной информации уровню знаний потребителя так называемая понятность;
- Характеризуемая степенью лаконичности излагаемых сведений и фактов краткость;
- Присущее информации реагирование на изменение исходных данных без ущерба её точности называемое устойчивостью.
Совокупность записанной на каком-либо носителе накопленной информации, способной передаваться в пространстве и времени для разрешения научных, производственных, управленческих и других задач представляет собой так называемый информационный ресурс.
Классификация управленческой информации
Функционирующая в процессе управления предприятием информация может быть классифицирована по следующим признакам:
- характеру отражения (смешанному, визуальному, аудиовизуальному);
- виду представления (кодированному, цифровому, буквенному);
- отыгрываемой в процессе управления роли (аналитической, прогнозной, нормативной, отчётной, научной);
- качеству (вероятно достоверной, достоверной, не достоверной, ложной);
- степени возможности использования (необходимой, достаточной, избыточной);
- уровню обновления (переменное, постоянное);
- сфере деятельности организации (экономическая, технологическая, управленческая, социальная);
- источнику происхождения (внешнему или внутри организации);
- уровню преобразования (обобщённому, производному, первичному);
- типу носителя (текстовый документ, электронный носитель, видеофильм);
- времени прихода (случайно, эпизодически, периодически, постоянно).
Следует выделить дополнительный тип управленческой информации, присутствующий у всех людей в памяти. Он включает в себя накопленный с годами опыт, полученные знания в области наук, воспоминания о ранее использованных в похожих ситуациях управленческих решениях, а также опубликованные в периодических изданиях данные о деятельности других предприятий, факторах воздействующих на управление и производственную деятельность, на состояние финансов и хозяйства и т.п.
Этапы процесса управления с информационной точки зрения
С точки зрения информации управленческие процессы выглядят как последовательность конкретных этапов.
Менеджмент в информационной сфере определяется очерёдностью этапов:
- поиск и сбор первичных сведений;
- тщательная регистрация с последующей передачей информации для сохранения на определённом носителе;
- логический и математический анализ первичных сообщений, создающий в результате синтетическую информацию, способную приобретать форму документа;
- передача субъекту управленческой деятельности синтезированной информации;
- если для субъекта управления представленной информации недостаточно для вынесения решения выполняется дополнительный поиск и сбор первичных информационных сообщений, их регистрация, обработка и передача субъекту вновь полученной информации в синтетическом виде, в ином случае переходят к следующему этапу;
- выработка решения управленческим субъектом;
- преобразование решения в форму документа;
- размещение документов в архиве;
- доведение решения исполнителям.
В результате исполнителями выполняются определённые действия, влекущие за собой изменения в положении управляющего объекта или объекта управляемого с одновременным обновлением первичной информации.
Информационный менеджмент как средство управления информационным процессом
Показателями, характеризующими высокий уровень информационного менеджмента компании, являются:
- высшему руководству знакомы процедуры связанные с информационным менеджментом, и они способны их описать;
- высший менеджмент напрямую участвует в процессе вынесения стратегических решений в вопросах управления информацией;
- вложение инвестиций в технологии связанные с информацией на фоне присутствия чётко определённых целей бизнеса;
- присутствие в управлении движения в сторону снижения числа перемен.
В итоге, рассмотрев информационную сторону управленческого процесса, можно сформулировать признаки информационного менеджмента обладающего малой эффективностью:
- ощущение со стороны высшего руководства низкой рентабельности вложений в технологии связанные с информацией;
- преграды со стороны информационных технологий на пути реализации компанией новой стратегии;
- медленная и противоречивая работа механизмов вынесения решений в сфере управления информацией;
- руководители высшего уровня не знают процедуры, действующие в компании в сфере информационного менеджмента;
- превышение бюджета и нарушение сроков проектами в вопросах управления информацией;
- рассмотрение аутсорсинга в качестве наиболее быстрого разрешения проблем;
- частое изменение процедур управления информацией.