Узнать цену работы
Статьи по теме

Информационная сторона управления

  1. Качественные характеристики информации, используемой в управлении
  2. Классификация управленческой информации
  3. Этапы процесса управления с информационной точки зрения
  4. Информационный менеджмент как средство управления информационным процессом

Эффективное управление организацией невозможно без своевременного получения достаточно достоверной, оперативной и надёжной информации. Являясь основой управления, информация, при её совершенстве, во многом влияет на качество управленческих процессов в организации. Деятельность менеджера в информационной сфере вынуждает его чётко организовывать функции связанные со сбором, анализом и обработкой информации, и требует от него умения выделять из потока поступающей информации важные сведения и второстепенные. Менеджер, обладающий определённым опытом, должен также быть способным в пределах фирмы упорядочить коммуникации и обмен информации.

Система управления получает от системы, управляемой ею, информацию, описывающую состояние некоторых технических и экономических параметров, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью и производством. На её основе система управления разрабатывает управляющие команды, передаваемые впоследствии для реализации управляемой системой.

Качественные характеристики информации, используемой в управлении

Управление практически каждой подвижной системы тем эффективнее, чем лучше организованы в ней процессы поиска и пополнения информации, её обработки, передачи и хранения. Главными качествами, определяющими эффект от использования информации, являются:

  • Выражаемое в точности выявления и формирования информации, воссоздание в адекватном виде передаваемого явления именуемое репрезентативностью;
  • Смысловая насыщенность информации, выражаемая отношением числа семантических сообщений к количеству обработанной информации называемая содержательностью;
  • Характеризуемая полнотой предоставляемого содержательного набора показателей, используемого для вынесения решения, так называемая достаточность;
  • Удобство формы предоставления информации для потребительского восприятия именуемое доступностью;
  • Степень ценности информации на время её применения, зависящая от динамических показателей её появления и изменения называемая актуальностью;
  • Соответствие периода поступления информационного сообщения ранее назначенному для этого времени именуемое своевременностью;
  • Характеризующая близость информации реальным обстоятельствам присущим описываемому объекту или явлению так называемая достоверность и точность;
  • Важность полученной информации для разрешения определённой задачи именуемая ценностью;
  • Определяемая соответствием содержания полученной информации уровню знаний потребителя так называемая понятность;
  • Характеризуемая степенью лаконичности излагаемых сведений и фактов краткость;
  • Присущее информации реагирование на изменение исходных данных без ущерба её точности называемое устойчивостью.

Совокупность записанной на каком-либо носителе накопленной информации, способной передаваться в пространстве и времени для разрешения научных, производственных, управленческих и других задач представляет собой так называемый информационный ресурс.

Классификация управленческой информации

Функционирующая в процессе управления предприятием информация может быть классифицирована по следующим признакам:

  • характеру отражения (смешанному, визуальному, аудиовизуальному);
  • виду представления (кодированному, цифровому, буквенному);
  • отыгрываемой в процессе управления роли (аналитической, прогнозной, нормативной, отчётной, научной);
  • качеству (вероятно достоверной, достоверной, не достоверной, ложной);
  • степени возможности использования (необходимой, достаточной, избыточной);
  • уровню обновления (переменное, постоянное);
  • сфере деятельности организации (экономическая, технологическая, управленческая, социальная);
  • источнику происхождения (внешнему или внутри организации);
  • уровню преобразования (обобщённому, производному, первичному);
  • типу носителя (текстовый документ, электронный носитель, видеофильм);
  • времени прихода (случайно, эпизодически, периодически, постоянно).

Следует выделить дополнительный тип управленческой информации, присутствующий у всех людей в памяти. Он включает в себя накопленный с годами опыт, полученные знания в области наук, воспоминания о ранее использованных в похожих ситуациях управленческих решениях, а также опубликованные в периодических изданиях данные о деятельности других предприятий, факторах воздействующих на управление и производственную деятельность, на состояние финансов и хозяйства и т.п.

Этапы процесса управления с информационной точки зрения

С точки зрения информации управленческие процессы выглядят как последовательность конкретных этапов.

Менеджмент в информационной сфере определяется очерёдностью этапов:

  • поиск и сбор первичных сведений;
  • тщательная регистрация с последующей передачей информации для сохранения на определённом носителе;
  • логический и математический анализ первичных сообщений, создающий в результате синтетическую информацию, способную приобретать форму документа;
  • передача субъекту управленческой деятельности синтезированной информации;
  • если для субъекта управления представленной информации недостаточно для вынесения решения выполняется дополнительный поиск и сбор первичных информационных сообщений, их регистрация, обработка и передача субъекту вновь полученной информации в синтетическом виде, в ином случае переходят к следующему этапу;
  • выработка решения управленческим субъектом;
  • преобразование решения в форму документа;
  • размещение документов в архиве;
  • доведение решения исполнителям.

В результате исполнителями выполняются определённые действия, влекущие за собой изменения в положении управляющего объекта или объекта управляемого с одновременным обновлением первичной информации.

Информационный менеджмент как средство управления информационным процессом

Показателями, характеризующими высокий уровень информационного менеджмента компании, являются:

  • высшему руководству знакомы процедуры связанные с информационным менеджментом, и они способны их описать;
  • высший менеджмент напрямую участвует в процессе вынесения стратегических решений в вопросах управления информацией;
  • вложение инвестиций в технологии связанные с информацией на фоне присутствия чётко определённых целей бизнеса;
  • присутствие в управлении движения в сторону снижения числа перемен.

В итоге, рассмотрев информационную сторону управленческого процесса, можно сформулировать признаки информационного менеджмента обладающего малой эффективностью:

  • ощущение со стороны высшего руководства низкой рентабельности вложений в технологии связанные с информацией;
  • преграды со стороны информационных технологий на пути реализации компанией новой стратегии;
  • медленная и противоречивая работа механизмов вынесения решений в сфере управления информацией;
  • руководители высшего уровня не знают процедуры, действующие в компании в сфере информационного менеджмента;
  • превышение бюджета и нарушение сроков проектами в вопросах управления информацией;
  • рассмотрение аутсорсинга в качестве наиболее быстрого разрешения проблем;
  • частое изменение процедур управления информацией.
Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы