Узнать цену работы
Статьи по теме

История менеджмента

  1. Школа научного менеджмента
  2. Школа административного управления
  3. Школа науки о поведении человеке
  4. Управленческие подходы

Менеджмент, в известном нам виде начал формироваться из – за влияния классических школ и постепенно, в несколько этапов эволюционировал.

Школа научного менеджмента

Создана экономистом Ф. Тейлором, благодаря которому был:

  • Доказан принцип соответствия.
  • Разработана и научно доказана необходимость подбора и подготовки работников, для успешного функционирования организации.
  • Претерпела изменения система оплаты труда. Оплата труда была согласована с индивидуальной производительностью, а не с результатами работы всего коллектива.
  • Теоретически обоснована идея гармоничного сосуществования интересов собственников и наемных работников.
  • Разработан принцип рациональной организации рабочего места.

Методы менеджмента, в то время применялись крупными предприятиями в промышленно развитых государств. Однако, отдельные научные разработки еще не были объединены в отдельную научную дисциплину. Разработка теории менеджмента происходила хаотично, было разработано несколько базовых теорий и методов, которые стали основой для формирования кадрового менеджмента.

Школа административного управления

Создателем школы является А. Файоль. Благодаря представителям данной школы:

  • Произошло разделение сфер деятельности организации.
  • Были обозначены и научно обоснованы управленческие функции, а именно: планирование деятельности, организация производства, распорядительство, координация хозяйственных процессов, подбор кадров, контроль и т.д.
  • Разработаны принципы управленческого процесса и теории бюрократического управления.

Благодаря их работам, теория менеджмента была разделена на два базовых направления.

Школа науки о поведении человеке

Работы представителей данной школы, стали поворотным событием в истории менеджмента, в них впервые была обозначена значимость трудовых ресурсов, как основы для стабильного развития организации. В рамках исследований проведенных данной школой:

  • Впервые разработаны и применены методы психологического отбора кадров.
  • Положено начало конфликтологии и метода делегирования полномочий.
  • Открыта зависимость производительности сотрудников от психологического климата в коллективе.
  • Четко описаны различные стили руководства.
  • Описан новый вид предприятия, основанного на участии персонала в управлении.
  • Изучена и разработана проблема лидерства.
  • Разработана теория незрелости, которая отражает активность неформальных групп, как реакцию на поведения руководства, которое злоупотребляет авторитарными методами управления, считая подчиненных личностями недостойными доверия и нуждающимися в контроле и управлении.

Отдельным достижением можно считать развитие мотивационных теорий управления, а именно: пирамиды потребностей, теории справедливости и теории двух факторов.

Управленческие подходы

Благодаря тому, что в конце прошлого века усиливается непредсказуемость и хаотичность внешней среды, появляются отдельные и самодостаточные управленческие подходы, основной целью которых является переформатирование системы управления.

Количественный подход - связан с применением математического моделирования. В его инструментарий были включены отдельные положения теории систем и кибернетики.

Благодаря процессному подходу, менеджмент начал изучаться как целостный процесс непрерывных и взаимосвязанных шагов. Развитие данного подхода стало основной предпосылкой к технологическому оснащению управленческого процесса.

Системный подход, позволяет рассматривать организацию в виде совокупности факторов и элементов, которые взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Ради предотвращения возможных угроз и использования возможностей для развития, облегчается процесс наблюдения за ситуацией в организации.

Ситуационный подход, появился из-за необходимости быстро разрешать проблемные ситуации. Данная задача требует от специалиста – менеджера быть способным к моментальному ситуационному мышлению. Каждая возникающая ситуация требует от менеджера индивидуального подхода и подходящих методов менеджмента.

Ниже, дана краткая характеристика достижений различных научных школ (данные представлены в хронологическом порядке):

  • Научного менеджмента – Создала систему научного управления организацией, систему контроля и хронометража рабочего времени.
  • Административного менеджмента – Представителями данной школы разработали принципы управление и ввели их в производственную практику.
  • Школа науки о поведении человека – Представителями, была разработана система учета особенностей конкретного человека, система мотивации труда, введена в хозяйственную жизнь практика использования услуг профессиональных менеджеров.
  • Школа науки об управлении – Представителями исследованы хозяйственные операции, разработана методика применения новейших математических методов анализа.
  • Системный подход – Представителями, исследовано влияние окружения организации на процесс ее функционирования.

В конце прошлого века в экономическую практику различных стран входит, неоклассический менеджмент. Который характеризуется: изучением организации как открытой производственной системы; признанием ситуационного подхода наиболее предпочтительным для использования в практике управления; развитием корпоративной культуры как основного мотивационного фактора, привлечением персонала к процессу управления организацией.

Выводы

Исходя из сказанного выше, менеджмент как молодая и динамично развивающаяся наука, прошел все этапы становления от классического и до неоклассического, который только входит в современную экономическую практику.

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ