История развития стратегического менеджмента
- Подходы к стратегическому менеджменту
- Развитие стратегического менеджмента
- Практика стратегического менеджмента в современном мире
Подходы к стратегическому менеджменту
Термин «стратегическое управление» впервые появился в 1960-1970-х годах для разделения таких понятий как управление производством, стратегическое управление и управление на уровне топ-менеджмента организации.
Существует множество определений стратегического управления, что свидетельствует о рассмотрении этого широкого понятия под разными углами и с точки зрения различных аспектов общей концепции управленческого процесса организации.
Проанализировав множество научных трудов и публикаций на данную тему, можно, однако, выделить несколько постоянно встречающихся подходов ряда авторов к концепции стратегического менеджмента:
- Подход с точки зрения учения внешней среды
- Подход на основе установки долгосрочных целей внутри предприятия и определения путей их достижения
- Акцент на разработке стратегии организации и деятельности, нацеленной на реализацию разработанной стратегии
Развитие стратегического менеджмента
По мере развития стратегический менеджмент как часть науки об управлении бизнесом формировался и совершенствовался одновременно в двух направлениях: концептуальном и практическом.
Концепция стратегического управления начинала формироваться еще во времена древних Китая и Рима. Например, известна римская концепция так называемого «благородного» управления, которая предполагала оценку деятельности управляемого объекта без учета внешней среды. А в Древнем Китае были разработаны специальные приемы организации военной деятельности, в основе которых лежали приоритеты государства и государственные интересы. Судя по дошедшим до наших времен материалам, стратегическое управление начинало свой путь как совершенствование именно военной деятельности.
Концепция организационного стратегического управления берет свое начало с 70-х годов, а ее авторами принято считать консультантов из McKinsey&Co, которые впервые определили и структурировали это направление, изложив принципы стратегического управления и пути их внедрения, и сами успешно опробовали свою концепцию на практике в таких крупнейших компаниях, среди которых Coca-Cola, General Electric и ряд других.
Спустя 10 лет – это уже развивающаяся прогрессивная стратегия, активно применяемая крупными мировыми корпорациями. Такую широкую популярность концепция заслужила благодаря принципам ориентации на будущее и четким практическим методам ее внедрения.
Практика стратегического менеджмента в современном мире
Поскольку стратегическое управление развивается как наука и как методология с относительно недавних пор, такое понятие как стратегическое управление принято причислять к новым и современным.
Этапами формирования стратегического менеджмента принято считать следующие:
- Первый этап – до 1950-х годов. Стратегического менеджмента в текущем понимании не существует, однако уже принимаются краткосрочные стратегические решения при планировании бюджета.
- Второй этап – с 1950-х годов. Начало возникновения долгосрочного планирования и зарождение дисконтирования.
- Третий этап – с 1960-х годов. Экономические перепады приводят к пересмотру концепции планирования. Появляется такое направление как стратегическое планирование, которое понимается как работа с факторами изменчивости внешней среды – как экономической ситуации в целом, так и деятельности конкурентов организации.
- Четвертый этап – с 1990-х годов. Большинство мировых корпораций имеют практику внедрения стратегического менеджмента, применяя принципы, разработанные Игорем Ансоффом – американским специалистом и практиком в области управления промышленными корпорациями, который является автором ряда книг на тему стратегического управления.
С Ансоффом связывают текущую концепцию стратегического менеджмента. Его концепция предполагает разделение стратегического управления на две взаимозависящие друг от друга составляющие, где с одной стороны анализ ситуации и выбор на его основе стратегии предприятии, а с другой – оперативное управление вживления выбранной стратегии в структуру организации на всех уровнях предприятия.
Свою концепцию Ансофф строит на принципе двухстороннего взаимодействия, а такое управление называет интерактивным. Особенность предложенной методологии в том, что она требует задействовать как в разработке стратегии, так и в ее внедрении абсолютно всех сотрудников предприятия. Автор концепции в своих многочисленных работах подробно описал методику и организацию такого управления.