Узнать цену работы
Статьи по теме

Коммуникационные стили

  1. Сущность коммуникативного стиля
  2. Модель управленческих коммуникаций
  3. Коммуникативные роли в межличностных коммуникациях

Сущность коммуникативного стиля

Под коммуникационным стилем принято понимать способ привычного построения межличностной коммуникации для конкретного индивида. Понимание различий между разными коммуникационными стилями помогает построить эффективное взаимодействие с любым индивидом.

Межличностное коммуникационное взаимодействие принято измерять с помощью двух переменных факторов:

  • Открытость к взаимодействию (желание высказывать свою точку зрения);
  • Видение обратной связи (желание получать ответную реакцию).

В первом случае измеряется то, насколько индивид раскрывается в коммуникационном процессе для того, чтобы получить обратную связь от своих оппонентов.

Во втором случае происходит измерение того, насколько индивид готов взаимодействовать с другими, обмениваться мнениями и чувствами.

На основе этих переменных можно построить схему, в которой выявляются различные коммуникативные стили.

В этой схеме по вертикали располагаются переменные первого измерения, а по горизонтали – второго:

Итак, вертикаль означает открытость, а горизонталь – адекватность обратной связи.

По вертикали мы видим в первой колонке «открытие себя» и «замыкание в себе», а во второй – «реализация себя», «защита себя».

В свою очередь по горизонтали мы видим в верхнем ряду «открытие себя» и «реализация себя», в нижнем ряду – «замыкание в себе», «защита себя». В центре находится особое понятие «торговаться за себя».

Первый квадрант – «замыкание в себе» – характеризуется низкой открытостью и низкой адекватностью обратной реакции. В таком случае можно наблюдать некую изоляцию индивида от коллектива, так как нет потребности заявить о себе и узнать о других. Это стиль реализации коммуникативного поведения так называемого «интровертного» типа личности. Такой тип личности характеризуется замкнутостью и закрытостью, неспособностью выражать собственное мнение. Находясь в закрытой коммуникативной позиции, индивид может не просто умалчивать свою точку зрения, но и сознательно ее скрывать от руководства и коллектива.

«Закрытый» тип коммуникации применяется в двух случаях:

  • При большой разнице компетенций, когда предпочтительнее не тратить время на лишние объяснения индивиду с низкой компетенцией.
  • При существовании конфликта, когда стратегической ошибкой будет сообщать о своем мнении и решении оппоненту.

Во всех остальных случаях закрытая коммуникация вызывает больше вопросов, особенно к компетенции и профессиональной подготовке индивида.

Второй квадрант – это «открытие себя». Здесь высокая степень открытости и крайне низкая потребность в обратной связи. В таком случае индивид либо не нуждается в обратной связи, либо не видит ее. Этот стиль имеет существенный минус, так как реакции других индивидов часто остаются без ответа со стороны того, кто практикует данный стиль коммуникации. Отсутствие обратной связи – шаг к недоверию, неподчинению и потере авторитета.

Третий квадрант – «защита себя», в котором отсутствует открытость, но присутствует обратная связь. Такой тип коммуникации используется для узнавания других без акцентирования на себе. Индивиды, использующие данный стиль, мало рассказывают о себе, но любят говорить о других. Если обсуждают их, то они предпочитают слушать, но критику переносят плохо.

Четвертый квадрант – «реализация себя». Это наиболее открытый стиль коммуникации с наиболее адекватной обратной связью. При открытом общении есть возможность не только выразить свое мнение, но и сопоставить его с точкой зрения других. В этом стиле также учитывается мнение других индивидов, вследствие чего общение чаще всего является эффективным.

В самом центре схемы находится стиль «торговля за себя», в нем проявляются умеренно и открытость и готовность к обратной связи.

Следует понимать, что из вышеописанных стилей невозможно вычленить один, являющийся полностью эффективным и подходящим для любой ситуации. Но практически было замечено, что «реализация себя» дает наиболее положительные результаты, чем все остальные способы коммуникации.

Индивид, который практикует данный стиль, выглядит более компетентным и профессиональным, так как демонстрирует отличные навыки в межличностном общении.

Другие стили проигрывают «реализации себя» так как в них не соблюдается баланс открытости и готовности к обратной связи. Чтобы перейти на более высокий уровень общения, нужно понять, какой именно компонент из двух переменных отстает – открытость или адекватность обратной связи. В таком случае есть шанс научиться коммуницировать более эффективно.

Эффективная коммуникация – это способность оппонента уяснить суть дела правильно, сформировать точку зрения на его счет и понять, что требуется конкретно от него при исполнении задания.

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь
Мне нужна помощь

Модель управленческих коммуникаций

На основе научных исследований была разработана модель управленческих коммуникаций, в которой определяются формы коммуникационного взаимодействия руководителем.

В модели присутствуют:

  • Гуманист-коммуникатор
  • Неформальный созидатель
  • Формальный контролер
  • Механический изоляционист

В случае гуманиста-коммуникатора процесс взаимодействия в рамках общения с подчиненными происходит по вертикали и горизонтали, и деятельность этого типа руководителя направлена на людей.

Неформальный созидатель склонен общаться спонтанно, и его деятельность направлена на развитие рабочих и творческих навыков подчиненных.

Формальный контролер коммуницирует исключительно в рамках формальности. Склонен к контролю и мониторингу деятельности подчиненных.

Механический изоляционист практически не поддерживает общение, а если оно происходит, то имеет формальную окраску.

Коммуникативные роли в межличностных коммуникациях

С помощью научных исследований было выявлено такие типы межличностной коммуникации:

  • Сторож
  • Связной
  • Лидер мнений
  • Космополит
  • Изолят

Сторожами принято называть тех, кто в курсе любой информации, проходящей мимо них и циркулирующей в компании. Именно они отфильтровывают неважное от важного, и доносят до коллег саму суть новостей.

Связные находятся в центре информационного обмена между двумя и более группами внутри организации. Они могут, как помогать общению внутри компании, так и стопорить его, так как они находятся ключевым звеном при обмене информацией между группами.

Индивиды, которые пользуются авторитетом у коллег, являются лидерами мнений. Их слово весомо и становится решающим в обсуждениях и дискуссиях. Они часто контактируют с руководством от имени других сотрудников.

Космополиты имеют множество внешних связей и часто приносят новые идеи в компанию.

Изоляты, в свою очередь, практически не участвуют в жизни организации и являются наименее эффективными сотрудниками в том числе из-за своей изоляции от коллектива.

Если в компании эффективно выполняются все коммуникационные роли, то она крепко стоит на ногах и ее жизнеспособности ничего не угрожает. В то же время руководители должны поддерживать коммуникативную составляющую в коллективе для нормального функционирования компании.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы