Узнать цену работы
Статьи по теме

Концепции лидерского поведения

  1. Исследование университета Огайо
  2. Исследование Мичиганского университета
  3. Модель управленческой сетки Блейка и Моутона

Анализ концепций поведения свидетельствует о том, что руководителям организаций можно обучаться благодаря специальным программам, чтобы развить определенные навыки и умения, в отличии от теории собственных качеств. Следует отметить, что все-таки поведенческие концепции стиля лидера не способны выявить стиль, который характеризуется устойчивостью соотношений между приростом эффективности и использованием. Поведенческий подход образовал фундамент для разделения руководящих и поведенческих стилей и это считается существенным вкладом и инструментом, чтобы понять степень сложности лидерства.

Дальнейшие теоретические исследования подхода поведения базировались на том, что руководящий стиль и собственные качества считаются важным критерием успеха. Можно выделить и другие факторы, которые характеризуются конкретной ситуацией и оказывают влияние на характер действий организационных руководителей.

Можно выделить такие самые популярные концепции:

  • исследование университета штата Огайо;
  • три лидерские стиля;
  • управленческая сетка Моутона и Блейка;
  • исследование Мичиганского университета.

К. Левин классифицировал лидерство на три группы:

  • автократический;
  • попустительский;
  • демократический.

Вышеуказанная классификация базируется на степени воздействия руководителя или подчиненных на решения, что принимаются. Если принять ко вниманию автократическое лидерство, то здесь руководитель принимает решение, ориентируясь на собственную цель. Демократическое решение отличается групповым способом принятия решения. Гипотеза исследования базировалась на том, что стиль авторитарный не считается очень эффективным, в отличии от демократического. Был осуществлен четырехмесячный эксперимент, в котором участвовало три группы мальчиков по десять лет. Все группы руководствовались конкретным образом подготовленными студентами и гипотезу опровергнули. Эксперимент показал, что дети более продуктивны под авторитарным руководством, чем перед демократическим. Следующие исследования показали, что демократический стиль не является столь продуктивным. Можно сделать вывод, что не существует прямой связи эффективного лидерства и разнообразных стилей руководства. Данная классификация не стала весьма популярной и используемой, поэтому ученые задумались над тем, чтобы улучшить подход, который будет опираться на анализирование поведения лидеров.

Исследование университета Огайо

Данное исследование получило большую востребованность и значение, так как его непосредственной целью было формирование двухфакторной теории руководства, что включала в себе две разные переменные: отношения в пределах конкретной структуры и сама структура отношений.

Ко второй, как правило, относятся поведенческие образцы, благодаря которым лидер определяет и занимается организацией структуры отношений в группе: установка коммуникационных потоков, определение ролей, формирование правил работы и процедур, прогнозирование результатов.

Первая переменная содержит поведенческие образцы, что отображают качество и степень отношений между последователями и самим лидером: взаимодоверие, дружественность, гармония, взаимное уважение и так далее.

В течении исследования были сформулированы связи между разнообразными критериями эффективности и вышеуказанными переменными. На первых этапах было установлено, что более эффективны в своей работе те лидеры, что отличаются наличием в поведении двух переменных одновременно, чем те, поведение которых состоит из одной конкретной переменной. Немного позже были получены итоги, что свидетельствовали о том, что показатели профессиональности подчиненных повышаются вместе с увеличением внимания к структуре непосредственного руководителя организацией.

Исследование Мичиганского университета

Исследования данного типа имело свою отличительную цель - отыскать отличия в поведении неэффективного и эффективного лидера. Фундаментом его служили две заложенные переменные в лидерское поведение: сосредоточение лидерского внимания на подчиненных и на деятельности. Как видите, такие переменные имеют много общего с переменными из исследования штата Огайо. Исследования Мичиганского университета вынесли такой результат:

  • эффективный лидер способен выразить тенденцию непосредственно к поддержке подчиненных и стремиться развить с ними отличные отношения;
  • эффективный лидер отличается использованием группового, а не индивидуального подхода к управлению подчиненными;
  • эффективный лидер требует высокого ранга исполнения работы своими подчиненными.

Опираясь на подход Мичиганского университета, можно сделать вывод, что существует две категории лидеров: лидеры, сориентированы на работу; лидеры, сориентированы на подчиненных.

Обобщенное определение стилей лидерства получила система, что была предложена Р. Лайкертом, директором Института исследований социальных при вышеуказанном университете. Его считают непосредственным отцом партисипативных концепций менеджмента. Он классифицировал стили управления на такие виды:

  • эксплуататорско-авторитарный стиль - менеджеры не доверяют полностью своим подчиненным, ними мотивирует страх, угрозы и случайные поощрения;
  • благожелательно-авторитарный стиль - для подчиненных и менеджера характерны отношения по схеме "мастер-работник". Подчиненные наделены большими правами и посвящаются в организационные дела;
  • консультативно-демократический стиль - менеджер контролирует разнообразные сферы, но консультируется со своими подчиненными перед тем, как принимать окончательное решение;
  • демократический стиль - менеджер абсолютно доверяет сотрудникам и не сомневается в том, что подчиненные работают для достижения намеченных целей.

Р. Лайкерт считал, что самый предпочтительный стиль - последний, но много менеджеров осуществляют деятельность, опираясь на второй и третий, так как демократический стиль требует множество существенных организационных преобразований.

Модель управленческой сетки Блейка и Моутона

Самая большая популярность ожидала на стиль лидерского поведения модели сетки управления Моутона и Блейка.

Вышеуказанная модель представлена в виде матрицы, сформированной пересечением двух переменных - измерений поведения лидера: горизонтальная ось - производственный интерес, вертикальная ось - интерес к человеческому обществу. Переменные сетки управления определяются размещением (к кому-то или до чего-то) и взглядом (на что-нибудь), характеризующие поведение, то есть два интереса связаны и с человеческим осознанием, и с деятельностью человека, но не с одним критерием. Расположение на обеих осях матрицы от 1 до 9 приносит возможность отметить зону пяти главных стилей лидерства. Эксперимент подтвердил, что стиль 9.9 является самым эффективным.

Можно сделать вывод, что матрица руководящих стилей считается самым используемым подходом к ознакомлению со стилями лидерства. Она является удачной комбинацией обеих исследований на эту тему и попыткой наделить руководителя особой возможностью оценивания собственных позиций и постараться усовершенствовать управленческие стили.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ