Узнать цену работы
Статьи по теме

Концепции ситуационного лидерства

  1. Ситуационная модель Фидлера
  2. Модель «путь – цель» Хауза – Митчелла
  3. Ситуационная модель принятия решения Врума – Йеттона – Яго

Используемые в настоящий момент теории лидерства применяют ситуационный подход из-за целесообразности изменения методов руководства и организации структуры управления в частности, в зависимости от определённой ситуации.

В ходе анализа ситуационных моделей напрашивается вывод о том, что основой описания разнообразных стилей руководства является выявление внешних факторов и изучение ситуативных переменных, влияющих на его продуктивность. Основаниями определения успешности руководства при этом есть эффективность решений, удовлетворённость работника и показатели выполнения работ.

Известнейшими концепциями на сегодняшний день являются:

  • Модель Фидлера – эффективного ситуационного управления;
  • Модель Хауза - Митчелла – «путь-цель»;
  • Модель Врума – Йеттона - Яго – ситуативного принятия решения;
  • Модель П. Херси и К. Бланшара – ситуативного лидерства.

Ситуационная модель Фидлера

Ф. Фидлер по праву считается основоположником теории ситуационного руководства. Разработанная им модель эффективности управления заключается в том, что взаимодействие уровня позитивности ситуации и лидерского стиля обуславливает производительность группы. Более точно, производительность работы группы людей, определяемой взаимной зависимостью, представляет собой функцию взаимного согласования уважения лидера к сотруднику, пользующемуся наименьшим предпочтением, и связанными с ситуацией переменными, в частности:

степенью симпатии и доверия со стороны подчинённых к руководителю;

степенью организованности задач, возможности разложения её на составляющие элементы;

степенью восприятия лидерской позиции как властного проявления.

Степень лёгкости осуществления контроля поведения в группе определяет благоприятность ситуации. Гораздо легче, к примеру, реализовывать функции руководителя лидером с закреплённым властью положением в группе, симпатизирующей и доверяющей своему руководителю, чётко выполняющей поставленную задачу.

Таким образом, действия лидера в неблагоприятных или благоприятных ситуациях лучше при чёткой ориентации на задачу. Лидер, обладающий высокой оценкой сотрудников наименее предпочитаемых, более эффективен в ситуациях со средней благоприятностью. Другими словами, ориентированный на отношения лидер способен лучше действовать в средне благоприятных ситуациях.

Модель «путь – цель» Хауза – Митчелла

В основу концепции Хауза – Митчелла «путь – цель» положено осмысление лидером взаимной связи выбранного последователем пути и цели, которую он стремится достигнуть. Базой метода являются мотивационные теории ожидания. Начальной предпосылкой есть гипотеза о высокой степени удовлетворения персонала и его производительности при существовании жёсткой связи результатов работы с прилагаемыми усилиями и уровнем вознаграждения. В идеале вознаграждение соотносится в полной мере с результатами работы. Согласно модели, эффективным является лидер, помогающий подчинённым следовать ведущим к желаемой цели путём. Ею предложены варианты лидерского поведения в связи с различными ситуациями. Вариант поведения, характеризуемый высокой степенью структурированности работы, подробным разъяснением характера и порядка работы подчинённым, а также ожидаемого результата их действий, именуется директивным лидерством.

Поведение руководителя допускающего обращения на равных с подчинёнными, уделяющего значительное внимание благополучию персонала, его нуждам, поддержанию атмосферы дружбы между ними, называется поддерживающим лидерством.

Действия руководителя, устанавливающего перед подчинёнными притягательные, однако, трудно достижимые цели, направленные на поддержание у подчинённых уверенности в возможности и способности выполнения работ на высоком уровне с одновременным пристальным вниманием к качеству, являются лидерством, ориентированным на выполнение поставленной цели.

Поведение руководителя привлекающего своих подчинённых к участию в управленческих процессах, принимающего решения на основании консультаций с ними, учитывая их предложения и замечания, называется участвующим лидерством.

В отличие от модели Фидлера данная концепция предусматривает изменение своего поведения лидером и пользование в зависимости от складывающейся ситуации разными выше описанными стилями.

Ситуационная модель принятия решения Врума – Йеттона – Яго

Данная система ситуационного принятия решения была выдвинута Ф. Йеттоном и В. Врумом в последствии дополнена и доработана А. Яго. Она предполагает подбор способа выработки решения исходя из располагаемой информации, степени важности решения, круга лиц в нём заинтересованных и т.д. Данная концепция, в зависимости от сложившейся ситуации и степени участия подчинённых, использует для принятия решения следующие стили:

Автократический – стиль, предусматривающий самостоятельную выработку и принятие руководителем решения основанного на собственной информации, имеющейся в данный момент;

Автократический – стиль, предусматривающий получение руководителем от подчинённых требуемой информации. Подключение персонала происходит на этапе сбора данных. Руководитель вырабатывает и принимает решение самостоятельно;

Консультативный – стиль, предусматривающий сообщение руководителем суждений, касающихся проблемы, подчинённым, имеющим к ней отношение, не собирая их, однако в группу, с целью получения идей и предложений. Решение принимает руководитель самостоятельно с учётом вклада подчинённых или без него;

Консультативный – стиль, предусматривающий сообщение руководителем суждений, касающихся проблемы, собранным вместе подчинённым. Во время совещания он накапливает, выдвигаемые идеи и предложения, используя их или не используя при принятии решения;

Совместный или групповой – стиль, предусматривающий сообщение руководителем суждений, касающихся проблемы, подчинённым, собранным в группу. Решение принимается совместно на основании консенсуса достигнутого в ходе оценки альтернатив. Выполняемая в этом случае руководителем роль схожа с ролью председательствующего на собрании, постоянно концентрирующего общее внимание на проблеме и делающего всё для рассмотрения наиболее важных её сторон. Руководитель готов принять поддержанное всей группой решение, не пытаясь повлиять на группу с целью собственное решение, навязать.

Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара

В основу модели положена ситуационная эффективность лидера. В соответствии с теорией П. Херси и К. Бланшара определение стиля лидера существенно зависит от готовности выполнять задание со стороны последователей.

В рамках модели выделяются, определяющие систему выработки решения, зависящие от готовности последователей, основные стили лидерского поведения:

  • Стиль указывающий – наиболее предпочтителен в случае недостаточной зрелости последователей, требующем от лидера высокой директивности и постоянного присмотра за своим персоналом;
  • Стиль убеждающий – наиболее предпочтителен в условиях умеренно невысокой зрелости последователей, требующих от лидера директивности и поддержки в равной степени по отношению к желающим, но не способным работать;
  • Стиль участвующий – наиболее предпочтителен в условиях умеренно большой зрелости последователей, требующих для подчинённых обладающих способностью выполнить работу, но не желающих это делать, партнёрства, мотивирующего их на работу, со стороны лидера. Руководитель, предоставляя возможность принимать участие на своём уровне в выработке решения, вызывает у последователей, благодаря этому стилю, желание выполнять задание;
  • Стиль делегирующий – наиболее предпочтителен в условиях наличия последователей высокой зрелости. Ему характерна незначительная поддержка и директивность, позволяющая способным и желающим работать последователям, брать на себя максимальную ответственность. Этот стиль лидерского поведения благоприятствует творческому подходу к работе.
Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы