Узнать цену работы
Статьи по теме

Концепция организационной культуры

  1. Различные определения организационной культуры
  2. Концепция Э. Шейна
  3. Концепция Ф. Харриса и Р. Морана

Различные определения организационной культуры

У различных авторов существуют разные точки зрения на понятие организационной культуры. При этом многие соглашаются, что организационная культура обладает сложным составом, в котором для многих элементом непросто сформулировать четкие определения.

Можно трактовать понятие организационной культуры как совокупность управленческой философии, конкретных идеологических установок, ценностей, веры, правил, являющихся основой системы взаимоотношений в рамках организации, а также внешних отношений (клиенты, поставщики и т.д.).

Организационная культура, с одной стороны, обусловлена внутренними отношениями в организации, с другой – является фактором, определяющим их.

Различные определения организационной культуры имеют между собой ряд схожих параметров:

  • Часть исследователей научного менеджмента соотносят культуру со сводом предположений, который является обязательным для поведения членов организации. Они находятся в неразрывной связи со средой пребывания сотрудников, а также с ее изменяющимися критериями (природные, временные, пространственные, трудовые и др.). Не всегда становится возможным дать окончательную формулировку этим предположениям по отношению к определенной организации.
  • Ценности персонала. Они определяют степень допустимости поведения. Так, во многих компаниях действует принцип правоты клиента во всех случаях. Это дает возможность ориентироваться в различных возникающих ситуациях и выполнять свои действия согласно ценностным установкам.
  • Символика, посредством которой можно донести ценности до всех сотрудников. Так, многие компании разрабатывают внутренние документы, в которых прописаны ценности, миссия и задачи организации. Также важное значение имеют межличностные коммуникации, посредством которых между людьми передаются истории, легенды, правила поведения. Таким образом, символика и общение служит лучшим проводником установленных норм, чем документация.

Особенности организационной культуры, ее влияние на персонал можно лучше понять, рассмотрев концепции некоторых известных авторов.

Концепция Э. Шейна

Э. Шейн – уважаемый американский психолог, который определял организационную культуру как психологическую многоуровневую структуру. Она включает три ступени:

  • Артефакты.
  • Провозглашаемые ценности.
  • Базовые представления.

Приведем детальное описание каждого уровня:

  • Высшая ступень - артефакты. Ими являются: наглядная атрибутика (например, архитектура), язык, продукт и технология, стилевое решение интерьера и одежды, эмоциональный климат, церемониальная сторона. Также сюда можно отнести поведение людей, культурные мероприятия. Это уровень организационной культуры является наглядным, однако внешнему наблюдателю его непросто понять.
  • Вторая ступень – ценности. Они объявляются как для персонала организации, так и для внешних партнеров. К ним относятся: стратегия и миссия компании, ее основные цели, философия бизнеса. Базовый пакет ценностей, провозглашаемый в идеологии и философии, определяет поведение сотрудников в различных случаях, а также обучает новичков в коллективе нормам поведения. Ценности организации помогают выбрать правильный путь в сложных ситуациях. Этот уровень организационной структуры заметен внешнему наблюдателю в меньшей степени, чем первый.
  • Третий, невидимый стороннему наблюдателю уровень – базовые установки и представления. К ним можно отнести убеждения на подсознательном уровне, мысли и ощущения сотрудников. Нередко бывает, что базовые установки служат основой для воплощения наглядных артефактов. Базовые установки ясные и понятные для всего персонала организации. Если чье-то поведение не будет соответствовать принятым представлениям и установкам, то оно будет непонятно тем работникам, которые строго придерживаются базовых представлений.

Концепция Ф. Харриса и Р. Морана

Авторитетные американские исследователи понимают организационную культуру как совокупность характерных показателей с монолитной структурой. Итак, характеристики таковы:

  • Самосознание, чувство понимания своего места в организации для любого сотрудника.
  • Общение, коммуникации (устного и письменного характера, невербальные, жаргон и слэнг, сокращения, специальные термины).
  • Особенности внешнего вида, в том числе, спецодежда, униформа, дресс-код.
  • Способ, организация, традиции питания. То есть наличие либо отсутствие столовых и буфетов, льготы и дотации на питание, продолжительность обеденных перерывов, совместные либо раздельные обеды работников разных уровней.
  • Применение временного ресурса и отношение ко времени (рабочий распорядок, скорость выполнения работ, пунктуальность).
  • Коллективные отношения (разделение работников согласно возрасту, полу, интеллектуальному уровню, практическому опыту, багажу знаний, верованиям, а также способы решения конфликтов и формальность отношений).
  • Ценности и правила поведения, их постоянство либо изменчивость.
  • Вера, чувство расположения. Это может быть вера в себя, в организацию, в справедливость; расположение к начальству.
  • Образование и воспитание. Сюда относится информирование персонала, повышение квалификации, поощрение либо недопущение аргументации и логического подхода в работе.
  • Трудовая этика, система мотивации (ответственное отношение к работе, разделение и качество труда, система бонусов и поощрений, система должностного роста).

Уникальная комбинация всех этих характеристик является отражением организационной культуры конкретной организации.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ