Узнать цену работы
Статьи по теме

Конкурентная борьба и основные методы изучения фирм-конкурентов

5 сил конкуренции

Оценка конкурентов

Понятие «конкуренция» происходит от слова «concurrere». В переводе с латинского языка оно значит «сталкиваться». В конкурентной борьбе сталкиваются экономические агенты (компании, которые выпускают продукцию для потребителей из одинаковых сегментов рынка). Их цель – наиболее эффективно задействовать производственные факторы и реализовать продукцию в максимально выгодных условиях. Конкурирующие организации для того, чтобы занять определенную долю рынка, используют разные методы, причем не всегда экологичные. Внедрение инновационных технологий для повышения качества выпускаемого продукта – один вариант. Противоположный ему – снижение себестоимости, которое нередко ухудшает и потребительские свойства товара. Такие методы позволяют достичь цели и остаться конкурентоспособным.

5 сил конкуренции

В Гарвардском университете преподавало много выдающихся личностей, немало знаменитых людей закончило это учебное заведение. Но нас интересует М. Портер. Когда-то он работал здесь профессором. Модель 5 сил конкуренции – его заслуга. Автор идеи предложил оценивать уровень конкуренции с использованием 5 конкурентных сил, которые возникают между:

• Отраслевыми продавцами;

• Отраслевыми продавцами и представителями других отраслей (последние предлагают потребителям товары, заменяющие прежние);

• Старыми фирмами и новичками внутри одной и той же отрасли;

• Скупщиками и производителями сырья, которые диктуют собственные условия;

• Продавцами и потребителями, у которых также есть своё мнение.

Чтобы оценить уровень конкуренции, достаточно определить, присутствуют ли и в какой степени каждая из вышеупомянутых сил, каково её влияние на рыночную ситуацию.

Если проанализировать каждый из типов конкуренции, самым значимым окажется первый. В конкурентную борьбу вступают производители одинаковых товаров, работ, услуг, которые нацелены на удовлетворение потребностей потребителей из одного и того же сегмента. Конкуренция между компаниями может быть разной: ожесточенной или незначительной. Но в любом случае у каждой организации должна быть действенная стратегия, с помощью которой фирма и её товары займут рыночную нишу, будут оставаться конкурентоспособными.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать другую трактовку понятия «конкурентоспособности». Это позиция компании в сравнении с положением конкурирующих организаций в определенной отрасли. Такое объяснение стоит учитывать при выработке маркетинговой стратегии: важно учесть специфику работы компании, её миссию, цели, имеющиеся ресурсы и возможности.

Оценка конкурентов

Чтобы занять хорошее положение на рынке и сохранить конкурентоспособность, нужно изучить и оценить деятельность других производителей, которые работают в этой же отрасли либо ориентированы на тот же сегмент. Есть 2 пути выявить возможных и реальных рыночных конкурентов:

1. Оцените потребности, на удовлетворение которых нацелены товары производителей;

2. Проанализируйте маркетинговые инструменты, которыми пользуются конкурирующие фирмы.

Вам придется группировать конкурентов. С учетом потребительского спроса вы будете это делать, исходя из типа потребностей, а при использовании второго способа – в зависимости от типа стратегии. То есть, в первом случае вам важно, какие интересы и нужды удовлетворяют товары, которые производят конкуренты, а во втором – как ведет себя компания в области производства и сбыта, какие методики используют. Особое внимание аналитики уделяют ценообразованию, способам освоения рынка, технические аспекты.

Опасность для вас представляют компании, которые применяют определенный тип стратегий. Среди них:

• Рыночная экспансия;

• Охват сложных (с географической точки зрения) рынков;

• Расширение ассортимента выпускаемой продукции.

Стоит опасаться также:

• Больших организаций, которые покупают продукцию либо поставляют оборудование, материалы, исходное сырье;

• Маленьких компаний, склонных к слиянию и поглощению более значимыми и серьёзными хозяйствующими субъектами.

Читайте также:

Конкуренция

Конкурентный анализ рынка

Конкурентные силы рынка

Конкурентоспособность фирмы

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ