Конкурентный анализ рынка
Когда необходимо анализировать конкурентов
Как проводить конкурентный анализ
Собираем информацию о конкурентах
Маркетинговая стратегия всегда предполагает одной из целей отстройку от конкурентов. Анализ конкурентов должен обязательно проводиться перед продвижением товара на рынке.
Задача конкурентного анализа – выявление наиболее характерных черт продукции соперников и создание на этой основе собственного конкурентного преимущества. Грамотная процедура оценки рынка позволит снизить риски и выстроить правильные каналы коммуникации.
Когда необходимо анализировать конкурентов
В идеале, оценка окружения должна проводиться всегда и регулярно, но решающую роль анализ конкурентной среды играет на этапах планирования торговой политики относительно продукта (цена, разнообразие и т. д.), разработки стратегии продвижения продукта, прогнозировании прибыли от продаж, оценке конкурентных преимуществ продукта.
Для этого необходимо, в первую очередь, определить цель анализа, то есть какую полезную информацию он должен дать для существования товара и компании в целом, выявить основных соперников в данном сегменте рынка и установить их сильные и слабые стороны, стратегические инструменты, наличие возможностей для расширения продаж, их тактические действия.
Как проводить конкурентный анализ
Наиболее универсальная и широко применяющаяся методика оценки конкурентной среды была предложена американским экономистом М. Портером. Ее можно применять как в начале становления компании, так и на протяжение всего ее существования, примерно раз в 3 года.
Способ М. Портера включает следующие этапы:
1. Выявить, каковы достоинства и недостатки конкурентов.
2. Понять, в чем заключаются стратегические цели соперников, и скорректировать в связи с этим свои собственные цели.
3. Определить ближайшие действия конкурентов, их тактические решения.
4. Выяснить, как соперники оценивают свое положение в отрасли и на рынке в целом.
5. Спрогнозировать тактику конкурентов в самое ближайшее время.
Еще одна методика оценки рыночной среды – это составление конкурентных карт. Для ее проведения необходимо:
1. Описать имеющихся конкурентов и предугадать уход кого-то из них и появление новых;
2. Выявить характеристики продукции/услуг, являющиеся основополагающими для компании и соперников;
3. Определить, какие фирмы конкурируют с вами явно, какие – косвенно;
4. Провести сравнительный анализ продуктов фирм по выбранным характеристикам;
5. Сопоставить стратегии продвижения и сбыта товаров;
6. Сравнить финансирование, персонал и техническую оснащенность фирм.
Произведя такой анализ, можно получить на выходе сведения, чем компания выгодно отличается от других.
Собираем информацию о конкурентах
Базой для успешного анализа конкурентной среды является качественный сбор сведений о ведущих игроках в рыночном сегменте. Изучить соперников можно несколькими методами:
1. Провести опросы клиентов, которые покажут отношение к продуктам/услугам, существующим на рынке.
2. Посетить торговые точки других игроков и оценить мерчендайзинг, способы привлечения и удержания клиентов, маркетинговые возможности.
3. Изучить сайты конкурентов, отзывы покупателей.
4. Оценка рыночными экспертами качества товаров и услуг игроков.
5. Проанализировать исследования сегмента рынка, в которых содержатся финансовые данные, рейтинги производителей и описания компаний основных игроков.
6. Организовать или посетить конференции, семинары, мастер-классы, чтобы завести знакомства с нужными людьми и собрать сведения о каналах коммуникации конкурентов.
Всю собранную информацию необходимо разбить на параметры и сопоставить с характеристиками фирмы.
Готовые работы по теме:
Конкурентный анализ рынка на примере ВТБ24
Читайте также: