Узнать цену работы
Статьи по теме

Континуум лидерского поведения Танненбаума — Шмидта

  1. Модель ситуационного лидерства Фидлера
  2. Контролируемость или благоприятность ситуации

Эта модель базируется на том, что лидер осуществляет выбор 1 из 7 образцов поведения на основе нескольких частей:

  • ситуация;
  • последователи;
  • лидер.

Изображение первое отображает схему выбора от авторитарного типа поведения до демократичного, они могут ассоциироваться с интересом к взаимоотношениям в коллективе или к рабочему процессу.

Изображение 1 – Континуум поведения лидера.

Отличия между лидерскими стилями выстраиваются на источниках власти лидера и природе индивидуума.

Демократический стиль базируется на предположении человека о том, что начало его власти – его последователи, которые идут следом. Демократ полагает, что индивидуумы имеют предрасположенность к самоуправлению и творчеству при использовании правильной мотивации.

Авторитарный стиль управления, в общем, основан на том, что источник власти – это место в сообществе, а люди ленивые и на них невозможно рассчитывать.

При демократическом стиле есть шанс участия рабочих в процессе одобрения решений, в то время как автократ сам одобряет решения. Создатели модели считают, что между этими двумя крайностями есть несколько промежуточных стиль лидерского типа.

При развитии этой модели появились проблемы с учетом всех действий между руководителем, подчиненными и ситуацией.

К примеру, быстрый прогресс интернационализации в бизнесе и серьезное пополнение числа участников таких процессов поменяли представления об управлении и стали усложнять отношения лидерства.

Модель ситуационного лидерства Фидлера

Создателем теории подобного лидерства считается Фред Фидлер. Работы над этой моделью, которая может предугадать результативность контролируемой лидером рабочей подгруппы, он начал в середине шестидесятых годов. В модели теоретик применил три переменные, которые дали возможность вычислить уровень регулируемости или благоприятности ситуации в зависимости от самого стиля.

Лидерский стиль можно вычислить посредством созданной им же шкалы характеристик наименее нужного работника (НПР) (таблица 1). Опрошенные лидеры должны отметить конкретные баллы напротив каждой характеристики, чтобы можно было описать личность, с которой им бы сложнее работалось.

Таблица 1

После того как баллы записаны, можно что-то узнать о стиле управления человека. Так, лидеры-респонденты, которые получили максимальные баллы, т.е. характеризующие своего НПР очень радужно, работают стилем, который направлен на взаимоотношения.

А люди, получившие очень низкие баллы — имеют стиль, который направлен на работу.

Получается, что эти два вида лидеров обрели название лидер с высоким НПР и лидер с низким НПР. На основе выводов теоретика, лидерский стиль постоянный и почти не изменяется от ситуации, так как в стиле показаны основы мотивации человека: мотивация на взаимоотношения и мотивация на рабочий процесс.

Контролируемость или благоприятность ситуации

Это характеристики, которые помогают вычислить уровень, с которой человек может контролировать ситуацию и оказывать воздействие на подчиненных.

Если уровень высокий, то решения индивидуума дадут предсказуемый итог, потому что его воздействие на результат деятельности велико. Если уровень низкий, то одобренные лидером решения могут и не привести к нужному итогу.

Уровень контроля можно определить несколькими факторами:

    Взаимоотношения лидера и подчиненными. Здесь показан уровень доверия и лояльности отношений между лидером и рабочими. Если люди признали лидера, то они будут делать все, чтоб добиться поставленной цели.

  • Структурированность деятельности. Эта переменная можно быть определена следующими вещами: ясность задачи; разные варианты средств достижения; обоснованность одобренных решений и их смысл. Правильная выстроенная работа включает в себя рекомендации к выполнению, что дает руководителю еще больший контроль над работниками.

Должностная власть – это степень власти формального типа, которая показывает способность руководителя адекватно награждать или наказывать сотрудников.

По мнению Фидлера, модель результативного лидерства выстраивается на основе того, что лидерство ситуационно. Получается, само лидерство зависит от возможности его влияния на подчиненных (изображение 2).

Изображение 2 – Главные переменные модели лидерства теоретика.

Три ситуационные переменные вместе с несколькими разными стилями дают восемь видов ситуаций (изображение 3).

Лидеры с низким НПР могут творить лучше в ситуациях с большой степенью благоприятности и с низкой, так как они мотивированы на достижение целей и будут выстраивать позитивные отношения с работниками, учитывая высокую предопределенность ситуации.

На изображении третьем еще показаны случаи, в которых человек с высоким НПР, скорее всего, будет более полезен, чем человек с низким НПР.

Лидер с высоким НПР может добиться наилучших результатов в условиях средней благоприятности. Ситуации 4 и 5 это моменты, когда подчиненные пытаются выполнить структурированное задание, но в то же время имеют самые лучшие взаимоотношения с лидером. Получается, руководитель в этих условиях должен показывать интерес к эмоциям последователей.

Но, модель теоретика вызывает много сомнений, к примеру, непонятен уровень точности и полноты оценивания стиля лидерства, еще неясно постоянство величины НПР и одномерная оценка результативности руководителя по направлению труда либо по направлению взаимоотношений.

Несмотря на эти минусы, ситуационная модель лидерства такого типа и сегодня часто используется в решении задач лидерства разными организациями.

Изображение 3 – Континуум ситуационной модели теоретика.

Еще стоит помнить, что руководитель принимает различные решения, чтобы изменить ситуацию для своей выгоды.

К примеру, что изменить взаимоотношения с работниками, руководитель может проводить с ними много времени вне работы или взять другую команду.

Чтобы поменять структурированность деятельности, руководитель может выдать много работы подчиненным, получить рекомендации или взять сложное и необычное задание.

Лидер еще может поменять и позицию власти в компании, призывая последователей к принятию решений или использовать всю свою власть.

По мнению Фидлера, лидера можно обучить, что благоприятно можно сказаться на результативности его управления.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ