Коучинг в России
Если в странах Запада коучинг получил распространение давно, то в России это явление относительно новое. В РФ коучинг начал активно развиваться лишь с 2000-х годов, тогда как в США и Европе этот вид бизнес-образования уже обрел широкую популярность.
Пути развития коучинга в России
Именно в Российской Федерации открыли Международную академию коучинга, так что в наши дни специализированные коучинг-компании функционируют в любом мегаполисе.
Замечание.Коучинг, развивающийся в России, становится одним из направлений общей системы, разрабатываемой для проведения образовательных тренингов. Выделяют российский коучинг 2-х видов.
- Особая методика консультирования.
- Стиль менеджмента.
Российский коучинг имеет отличия от западных методик, всемирно признанных, по форме. Учитывая национальные особенности, он удачно соперничает с технологиями американцев и европейцев.
Специфика коучинга в РФ
Даже относительная "молодость" коучинга, имеющего российский оттенок, не становится препятствием для спроса на него. Потребность в услугах такого рода систематически возрастает и в кооперативном сегменте, и у частных предпринимателей.
Но работать с сертифицированными и квалифицированными коуч-тренерами удается не всегда, их явно не хватает. Хотя предложений в интернете по поводу коучинга много. Причина такого положения в одном: коучинг стал популярным, так как способствует получению быстрого дохода. Однако активизация вездесущих дилетантов может загубить данное направление.
Следует не забывать и про известную особенность национальной ментальности, когда "сарафанному радио" верят больше всего. Поэтому настоящему профи в сфере коучинга приходится прилагать немалые усилия, разворачивая в адекватное русло мнение клиентов о целесообразности предоставления таких услуг. Но эта особенность отечественного рынка способствует "закалке" настоящих специалистов, а дилетантов вытесняет.
Ведущими провайдерами коучинговых услуг выступают компании столичные и развивающиеся в СПб. Здесь регионы отстают. Российский коучинг имеет еще одну специфическую черту: компаний, представляющих исключительно коучинг, в России попросту не существуют. Эта услуга становится одной из прочих, которые клиент получает в рамках консалтинга. Оказываются:
- поддержка клиента, представляющего проект;
- отдельное коуч-сопровождение.
Особенность российского коучинга в наши дни - это реализация массы новых программ бизнес-обучения. Стоит выделить следующие.
Для работы с выпускниками учебных заведений, подготавливающих специалистов разных профилей, разрабатываются особые проекты.
Для представления корпоративным заказчикам разрабатывается именно расширенный пакет услуг.
Издаются мировые бестселлеры по коучингу, популяризуются собственные исследования и наработки.
Целевая аудитория коучинга
Важно!В России в основном коучинг заказывают для своего персонала компании прозападные, развитые, успешные. Они проводят крупные сделки. Но запрос на коучинг есть и у небольших фирм, если руководители реально заинтересованы, чтобы эффективность труда членов коллектива повышалась, сотрудники могли проявлять себя по максимуму.
Топ-менеджмент также проявляет немалый интерес к коучингу. Нацелен он на модернизацию бизнес-стратегии - делает ее четкой и продуманной. Менеджеры среднего звена тоже интересуются коучингом, так как их деятельность напрямую связана и с постоянными личными контактами, и с развитием бизнеса. Поэтому клиентами коучей становятся руководители отделов:
- по работе с персоналом;
- по маркетингу;
- по продажам и пр.
Руководство использует коучинг для сотрудников, так как понимает, что необходимо активизировать внутренний потенциал, систематизировать корпоративные задачи, любые проблемы решать с уверенностью.