Узнать цену работы
Статьи по теме

Квалиметрия

  1. Понятие «квалиметрия»
  2. Качество и квалиметрия
  3. Методология квалиметрии
  4. Задачи и цели квалиметрии

Понятие «квалиметрия»

Оценивание качества объектов создаваемых или используемых человеком с применением средств, методов и теории, входящих в понятие «квалиметрия». Сам термин образовался на основании латинского слова qualitas, означающего количество и греческого слова melreo, переводимого как измеряю. Бурное развитие квалиметрии началось во второй половине ХХ века с началом применения с середины шестидесятых годов методов использующих количественную оценку качества и в управлении качеством для обоснования решений. Она широко применяется в управлении и в настоящее время.

Квалиметрия подразделяется на следующие виды:

  • Общая – разрабатывающая квалиметрическую шкалу, измерения и понятия;
  • Специальная – классифицируемая по применяемым для оценки качества методам, к примеру, такая как: вероятностно-статистическая, таксономическая, экспертная или индексная;
  • Предметная – разделяемая по типам оцениваемых объектов, например таких, как: технические устройства, продукция в виде изделий, процессы и услуги. В последнее время стали выделять новые виды квалиметрии: логистическую, социологическую, педагогическую и другие.

Кроме этого, квалиметрия может обладать следующими статусами:

  • Экономическим - определяемым экономической составляющей качества, её взаимодействием со стоимостью на потребительском рынке. Методы эконометрии могут быть применены при оценивании свойств объекта в экономическом аспекте.
  • Техническим – определяемым связью между количественными и качественными изменениями конкретных технических параметров с техническим качеством объектов подвергаемых измерению.
  • Технико-экономическим – обусловленным измерением качества экономических и технических свойств оцениваемого объекта в комплексе.
  • Общенаучным – заключающимся во взаимодействии философского и других аспектов категории качества.
  • Системным – предполагающим применение для обеспечения качества системного подхода.
  • Правовым и социологическим.

Качество и квалиметрия

Важнейшей проблемой для квалиметрии есть уровень объективности при определении степени качества. Для продукции подобный показатель, например, носит относительный характер, основанный на сравнении с базовыми параметрами её качественных показателей. Квалиметрия занимает важное место в управлении качеством, постоянно решая множество возникающих задач:

  • составление прогноза технического уровня, качества и потребностей;
  • выработка методов, способных определить показатели качества в численной форме;
  • выработка методов оценивания качества;
  • подбор оптимальной для разработки и дальнейшего производства продукции;
  • формирование оптимальных показателей качества, создание стандартов, технических условий для новой продукции;
  • определение цены производимой продукции конкурентной на рынке;
  • нахождение рынка сбыта с параллельным изучением его целесообразности;
  • разработка планов проектирования и освоения новой продукции;
  • разработка рациональных направлений обеспечения роста качества;
  • оценивание качества работы исполнителей и подразделений;
  • определение перспективности выпускаемой продукции в коммерческом плане, её дальнейшей модернизации или прекращения её производства;
  • разработка планов повышения качества производимой продукции;
  • выработка планов совершенствования технического уровня;
  • выполнение испытаний;
  • формулирование необходимости и качественных показателей выполнения капитального ремонта;
  • проведение аттестации производства;
  • подбор продукции для приобретения;
  • формирование условий требуемых для хранения продукции и её транспортировки;
  • суммирование итогов работы предприятия в целом и каждого его подразделения в отдельности.

Методология квалиметрии

Являясь прикладной наукой, квалиметрия обладает комплексом методов и методологических принципов:

  • Обязанностью квалиметрии является предоставление достоверных количественных способов оценивания качества. Имея дело с товарной продукцией, возникает сложность, связанная со стремлением производителей продать по относительно высокой цене товар не высокого качества, в свою очередь потребитель стремится получить недорогой качественный продукт. Задачей квалиметрии является выработка методов учитывающих обоюдные интересы сторон. Причём право определения самых значимых критериев для оценивания качества принадлежит потребителям.
  • Для осуществления квалиметрического оценивания требуется эталон для последующего сравнения. Эта величина относительная.
  • Применение метода оценки качества в комплексе предусматривает приведение всех показателей свойств к одной размерности или выражению в безразмерных величинах. С помощью коэффициента весомости корректируются показатели, описывающие определённые свойства. Значение суммы подобных коэффициентов различных качественных показателей на любых ступенях иерархии оценивания постоянно.

  • Качество объекта в целом обуславливается качеством составляющих его частей.
  • Количественное оценивание не предусматривает применения дублирующих показателей конкретного свойства.
  • Качество продукции полезной потребителю, оценивается чаще.

Вышеперечисленные методы являются основой решения вопросов относящихся к оцениванию качества объектов.

Задачи и цели квалиметрии

К базовым задачам квалиметрии относятся:

  • Способность квалиметрии количественно и качественно оценивать всевозможные объекты на любых стадиях их производства;
  • Процесс оценивания качества является категорией динамической, качество способно изменяться вследствие перемены рыночной конъектуры, эксплуатационного опыта, совершенствования производственных условий.
  • Развитие квалиметрией помимо теоретических сторон оценки качества способов их практического применения;
  • Рассмотрение качества выполнения потребительских требований или показателей готовой продукции в виде объекта оценки.

Характерные для квалиметрии цели:

  • На стадии маркетингового исследования: выстраивание соответствия качественных показателей продукции насущным потребностям с учётом её рыночной новизны, создавая систему областей возможного применения.
  • На стадии разработки: выяснение конкурентной способности продукции, имеющегося технического уровня, выполняя анализ присущих ему свойств, уровня применения в производстве новейших достижений в технике.
  • На стадии производства: выяснение степени качества производимой продукции, учитывая её новизну.
  • На стадии эксплуатации: выяснение качества реализованной продукции, учитывая изменения на рынке, мер направленных на поддержание качественных показателей, предоставление технического обслуживания.

Оценка включает в себя следующие задачи:

  • Выяснение уровня новизны производства;
  • Определение степени безопасности производимой продукции;
  • Оценка меры постоянства качества выпускаемой продукции;
  • Определение возможности сохранения качества обновляемой продукции;
  • Анализ экологической безопасности продукции.

При выполнении оценки необходимо учитывать потребность в выпуске продукции конкурентоспособной на рынке и необходимость поддержания высокого уровня производимой продукции.

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ