Узнать цену работы
Статьи по теме

Личность в современной педагогической науке

Как педагогическая наука определяет личность

Составляющие личности


Подход к познанию мира, согласно которому особое внимание уделяется человеку как полноценной личности, называется антропоцентрическим. Он берет свое начало в эпохе Возрождения, когда значительно возрос интерес к изучению внешнего и внутреннего мира индивидуума, и достиг расцвета в период Просвещения. Педагогика не является исключением: многие специалисты пытались сформулировать определение ключевого понятия антропоцентризма – личности.

Как педагогическая наука определяет личность

Стоит сказать, что на становление восприятия индивидуума во многом повлияло христианство, которое привязало это понятие именно к живому человеческому существу. До этого в древнем мире под личностью понималась и государственная должность, и театральная маска, обозначавшая человека.

Дидактизм – поучение – одна из основополагающих характеристик образовательного процесса, влияющего на объект. Большая роль личности обусловливает то, что педагог, стремясь научить подопечного, отталкивается именно от характеристик ученика: меняет их к лучшему. Данный феномен непрерывен в течение всего образовательно-воспитательного процесса и даже является одной из его целей.

При этом обучаемый также может влиять на своего преподавателя и корректировать передачу знаний тем или иным образом. Соответственно, личность и образование оказывают взаимное влияние друг на друга.

Составляющие личности

Индивидуумом не может являться сущность, не имеющая существенных отличий от себе подобных. Мы знаем, что каждый человек – это набор уникальных качеств, который никогда не будет точно воспроизведен у другой особи. Сюда входит:

1. Особенности восприятия себя как части окружающего мира;

2. Отношения с другими людьми;

3. Жизненный опыт;

4. Жизненные цели;

5. Интеллектуальное развитие;

6. Физические способности;

7. Нравственные качества.

В совокупности эти составляющие формируют мировоззрение. Раскроем некоторые из них подробнее.

• Мотивация – предпосылки выполнять какие-либо действия;

• Иерархия потребностей, определяющих мотивацию;

• Навыки и умения – то, как человек будет реализовывать деятельность;

• Темперамент – особенности психики, обусловливающие реакции на внешний мир;

• Характер – душевные качества субъекта, от которых зависит его поведение;

• Эмоции – результат воздействия окружающей среды;

• Мировоззренческий комплекс.

Таким образом, личность состоит из компонентов трех уровней: физическое тело, испытывающее различные ощущения и эмоции; духовность – восприятие себя, объяснение мира, жизненная философия; социальная составляющая – общение с другими людьми, их принятие или неприятие, выполнение общественных ролей («дочь», «жена», «мать», «подруга», «любовница», «коллега»). Все эти компоненты представляют собой уникальное единство.

Итак, мы можем дать определение личности, как она понимается в педагогике, – совокупность определенных и неповторимых характеристик, постоянно меняющихся под воздействием образовательного процесса. Полноценная личность может сформироваться только при условии гармоничного развития всех трех групп компонентов: физических, социальных и нравственных. Задача педагога – обеспечить это гармоничное развитие.

Смотрите также:

Личностно-ориентированный подход в образовании

Личность учителя и её направленность

Личность ребенка как субъект и объект воспитания

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ