Маркетинг для персонала. Командообразование
Составные части маркетинга персонала
Маркетинг персонала – это отдельная философия компании, связанная с управлением трудовыми ресурсами. Она тесно переплетается с работой кадровой службы и нацелена на удовлетворение потребности фирмы в высококлассных сотрудниках.
Составные части маркетинга персонала
Значение этого термина в маркетинговой науке до конца не оценено отечественными предприятиями. В него включены следующие составляющие:
• Определение потребности в отдельных работниках;
• Исследование внутренней и внешней среды фирмы с последующим анализом состояния;
• Формирование и реализация программ по подбору персонала, требующегося для выполнения производственных задач;
• Составление требований к работникам;
• Проработка программ усиления степени лояльности сотрудников.
Маркетинговая деятельность по работе с персоналом кардинально отличается от управления кадрами. В частности, она нацелена на рассмотрение проблем с работниками с позиции рынка. Для организации рабочее место является продуктом, продаваемым на рынке труда. Соответственно, человек покупает данный продукт за собственный труд, а значит, наделяется конкретными обязанностями и правами.
Каждая фирма ставит своей целью создать максимально эффективные рабочие места, на которые придут профессионалы с высоким уровнем квалификации и будут выгодно «продавать» товары.
Маркетинг персонала, по сути дела, является неотъемлемой частью менеджмента и связан с привлечением в организацию высокоценных кадров, их удержание и постоянное стимулирование на плодотворную деятельность. Идея этого направления состоит в том, что максимально эффективное удовлетворение запросов персонала фирмы сказывается на быстром и качественном удовлетворении потребностей потребителей через стабильное развитие компании и удержание лидирующих позиций на рынке.
Маркетинг персонала состоит из нескольких важных аспектов, таких, как:
• Система стимулирования работников;
• Аудит кадров;
• Корпоративная культурная среда фирмы;
• Подход к персоналу с точки зрения маркетинга.
Функционал
Маркетинг персонала заключается в реализации ряда функций.
1. Информационная. Воплощение данной функции предполагает осуществление сбора сведений о персонале и их анализ для дальнейшего планирования управления трудовыми ресурсами. С позиции маркетолога, перед фирмой стоит задача исследования рынка труда, анализ запросов потенциального персонала к должностным обязанностям и трудовому процессу. Ключевая цель реализации на практике этой функции – определение проблем в работе над трудовыми ресурсами фирмы. Источниками сведений в данном случае выступают законодательные нормативные акты, статьи аналитического характера, информация, размещаемая службой занятости, отдельные СМИ, Интернет-ресурсы, личные беседы с потенциальными работниками.
2. Аналитическая функция базируется на получении достоверных сведений при обработке полученных ранее данных при выполнении предыдущей функции. С помощью обработанных сведений формируются меры, нацеленные на усиление конкурентоспособности фирмы в качестве надежного работодателя и ее дальнейшее поведение, а также активность на рынке труда.
3. Коммуникативная функция помогает установить взаимную связь с субъектами трудового рынка и поддерживать его. Эта функция реализуется на деле посредством кадровых агентств по найму персонала, службами занятости, Интернет-ресурсами, СМИ, учебными заведениями, выпускающими молодых специалистов. Помимо сказанного, данная функция призвана налаживать внутрикорпоративные связи между рабочими.
Если все маркетинговые мероприятия в кадровом вопросе исполнены в полном объеме, то в организации будет отмечаться рост эффективности труда с командообразованием (построением команды внутри фирмы, которая будет направлять все свои усилия на достижение максимально возможных положительных результатов в выполнении своих должностных обязанностей и достижении корпоративных целей).