Маркетинг в компании с нуля
Перечень заданий маркетинговой организации
Особенности создания системы маркетинга
Организация маркетинга: обязательные условия
Ни одна крупная компания не обходится без маркетинга, поэтому о нем стоит рассказать более подробно.
Перечень заданий маркетинговой организации
Маркетинг необходим для выполнения следующих задач:
• Создания комплексного набора маркетинговых функций;
• Распределения обязательств в момент выполнения упомянутых выше функций персоналом;
• Построения системы взаимодействия между маркетологами и другими сотрудниками фирмы;
• Установления профессиональных контактов между работниками и отделами компании, которые занимаются выполнением маркетинговых функций.
Особенности создания системы маркетинга
«Сверху вниз» – именно этот принцип обычно ложится в основу построения системы маркетинга. Это значит, что на начальном этапе формируются высшие управленческие уровни, и только после этого осуществляется переход к разработке более низких ступеней. Нужно подчеркнуть, что во всех фирмах данный процесс протекает по-разному. В частности, важная роль отводится выбранной сфере деятельности и структурной организации.
Сотрудником, который управляет маркетинговой деятельностью на высшем уровне, обычно является менеджер. Он входит в исполнительные органы компании. Также эти обязанности может выполнять заместитель генерального директора, или сам генеральный директор. В большинстве случаев специалист, который занимается таким управлением, находится на посту руководителя соответствующего отдела. Что касается названия должности, то существует сразу несколько вариантов: вице-президент по маркетингу, директор по коммерческим вопросам, заместитель директора по развитию и т.д.
Создание функциональных подразделений требуется для того, чтобы маркетинговые функции выполнялись. При этом следует подчеркнуть, что в некоторых компаниях отделы маркетинга отсутствуют. Это является следствием выбранной сферы деятельности и результатом решений, которые были приняты руководством. В подобных ситуациях за выполнение маркетинговых функций отвечают работники сторонних подразделений, или отдельная часть персонала. Такое положение дел свидетельствует о том, что маркетинг в фирме остается не сконцентрированным.
Если у компании отсутствует отдел по маркетингу, то это вовсе не значит, что она не занимается маркетинговой деятельностью. Все фирмы, которые существуют в современных рыночных условиях, вынуждены уделять должное внимание выполнению маркетинговых функций. Это требуется для поддержания нужного уровня конкурентоспособности и удержания позиций на рынке.
Организация маркетинга: обязательные условия
Маркетинговая деятельность компании должна быть организована таким образом, чтобы учитывались основные преследуемые ею цели, специфика выбранного направления деятельности, организационная структура и имеющиеся финансовые возможности. Кроме того, важная роль отводится решению относительно маркетинговой составляющей, которое принимается руководством организации. В данном случае основная проблема заключается в том, что иногда главы компаний и их заместители явно недооценивают важность маркетинга, поэтому пытаются на нем сэкономить. Это приводит к тому, что со временем фирма теряет свою позицию на рынке.
Чтобы маркетинговая деятельность была организована с нуля, требуется выполнение следующих условий:
• Генеральный директор должен понимать важность маркетинга и осознавать, что создание соответствующей системы – это необходимость;
• Сформированный отдел должен занять определенное место в организационной структуре фирмы;
• Маркетинговая система – залог обеспечения сотрудничества отдела маркетинга с остальными структурными подразделениями компании;
• Маркетинговые функции необходимо выполнять так, чтобы учитывалось количество финансовых и человеческих ресурсов фирмы;
• Созданное подразделение должно подчиняться высшему руководству организации по определенной ранее структуре;
• Обязательное требование – соответствие маркетинговой системы выбранной сфере деятельности и ее специфике.
Если система создается с «чистого листа», то мнение руководства по этому поводу играет огромную роль. Глава компании должен сделать все возможное для того, чтобы новая структура со временем начала обладать авторитетом и успешно справлялась со своими основными функциями.