Маркетинг в России и за рубежом
Становление и развитие маркетинга за рубежом
Маркетинговое развитие в Российской Федерации
Маркетинг – это течение, о котором слышал каждый человек, особенно в нынешнее время. Еще данное направление называют феноменом прошлого столетия, хотя его фундаментальные элементы были заложены еще в древние времена. Как только появились рыночные отношения, так и возник сам маркетинг. Но, в отличие от рыночных отношений, которые вошли в жизнь общества очень плавно, маркетинг развивался неравномерно. Каждая страна имела свой маркетинговый путь развития, где-то быстрее, где-то более медленно. Здесь все зависело от уровня развития экономики государства.
Как происходило становление и развитие маркетинга за рубежом
По мнению специалистов, становление маркетинга в каждой стране свое. Например, такой элемент маркетинговых коммуникаций как реклама появился еще на просторах Древней Греции и Рима. Но, сама концепция маркетинга в теперешнем видении была сформирована поэтапно, шаг за шагом, с помощью эволюции менеджмента в область производства и реализации производимых товаров.
Некоторые экономисты считают, что маркетинг, как отдельное ответвление, пришло с Запада, когда он был окутан периодом великой депрессии 20-х – 30-х годов.
Адам Смит писал в своем очерке под названием «Богатство народов» следующее: «Самой большой и главной заботой любого производителя является удовлетворение всех запросов потенциальных потребителей».
Некоторые специалисты появление и развитие маркетинга, как отдельной отрасли, связывают напрямую с Сайрусом Маккормиком. По его мнению, маркетинг – это центральная функция любого предприятия. Благодаря Маккормику были сформированы и внедрены такие маркетинговые понятия как анализ рынка и формирование стоимости. Менеджеры поняли, что необходимо глубоко изучать нужды потребителей.
Что касается академического маркетинга, то он появился в США. А уже в начале 20-го столетия, курс маркетинга начали преподавать в нескольких американских университетах. Далее это все набирало стремительные обороты, и появились различные маркетинговые курсы, включая «Методы маркетинга» и «Маркетинг товаров».
Если учесть все вышеперечисленное, то родиной современного маркетинга можно считать Америку. А уже в 90-х годах набрал обороты процесс маркетинговой глобализации. Группы людей, объединившись едиными маркетинговыми интересами, создали международную организацию под названием «ESOMAR». Это исследовательское маркетинговое общество, изучающее общественное мнение. Далее была создана (ЕАМ) – Европейская Академия Маркетинга, а затем и федерация.
Маркетинговое развитие на просторах Российской Федерации
Несмотря на то, что экономические процессы в России протекали гораздо медленнее, нежели на территории США, уже в конце 19-го – начале 20-го века предприниматели той эпохи пользовались различными маркетинговыми элементами в своей деятельности. Во всяком случае, была использована печатная реклама, настенная реклама, некоторые методы ценообразования, стимулирующие сбыт товаров.
Важными этапами в развитии маркетинговой отрасли, а также в ее торможении, в нашей стране принято считать:
1. 1917-й год – непростое экономическое время для государства. Все последствия Первой Мировой Войны больше всего отразились на экономических процессах. Это и дефицит продовольствия, и ликвидация промышленности и производства в целом. Был полностью остановлен процесс маркетингового развития. Этот экономический кризис длился пять лет, пока не наступила эпоха НЭПа. Потихоньку возрождалось производство, начала оживать экономика и маркетинг тоже вновь начал продолжать свое развитие. Эта отрасль начала усовершенствоваться, появились высококлассные специалисты.
2. Начиная с конца 20-х годов, развитие сферы маркетинга было вновь приостановлено. Это напрямую связано с тем, что была введена командно-распределительная система на фоне продовольственного дефицита. Но и эта черная экономическая полоса советской эпохи была успешно преодолена. Уже к середине 20-го столетия международные экономические отношения нашего государства улучшились, что дало положительные результаты. В ВУЗах начали готовить соответствующие кадры – маркетологов. Также начали проводиться научные исследования, касающиеся успехов и неудач в области внешней торговли.
Но самым значительным периодом для развития маркетинга стал конец 90-х годов. В России сформировалась, так называемая, современная маркетинговая философия. Постепенно она усовершенствовалась и достигла мирового уровня. Это связано, в первую очередь, с ростом и активностью предпринимательской деятельности в стране, а также с проведением ряда реформ, в результате которых рынок превратился в рынок покупателя.
Рынок покупателя – это такая ситуация, когда количество некоторых видов продукции значительно превышают спрос потребителя.
Если говорить о сегодняшнем дне, то маркетинговая отрасль находится на высоком уровне, а маркетинговая деятельность проходит достаточно успешно. Это же можно утверждать и о степени маркетинговой активности, но если сравнивать с западными тенденциями, то нам есть к чему стремиться, так как некоторые элементы отрасли работают и применяются, не имея постоянной системы.
Главной отличительной и определяющей чертой отечественного маркетинга от американского или европейского, характеризующей слабость нашей маркетинговой системы, выступает неправильное решение некоторых задач. Ведь задачи необходимо решать и применять комплексно, а не по отдельности, тогда результаты будут на высоком уровне.
Готовые работы на тему:
Опыт использования средств маркетинга в аптеках, в России и за рубежом
Смотрите также:
Стратегический маркетинг. Понятие стратегического маркетинга