Майкл Портер, выдающийся теоретик и практик в области конкурентной борьбы
Работа М. Портера о конкурентной борьбе
Кто такой М. Портер и чем интересен руководителям больших корпораций?
Майкл Юджин Портер – экономист, много сделавший в области изучения конкуренции, имеет ученую степень профессора. Сегодня преподает на кафедре университета в Гарварде. Родился будущий ученый 23.05.1947 года в США. Его отец был военным офицером.
Биографические фрагменты
С раннего детства Майкл проявлял незаурядные способности к наукам и отлично учился. Он успешно окончил самый престижный, американский университет – Принстонский. Позже учился в Гарварде, на выпуске обрадовал всех своих близких – получил диплом с отличием, здесь же стал магистром по проблемам рыночной экономики и доктором философии. Когда Майклу исполнилось двадцать шесть лет он начал писать научную работу по изучению множества отраслей в разных странах мира. Он был единственным молодым ученым в этой области со званием профессора.
М. Портер неоднократно награждался родным государством за вклад в науку:
• Три стипендии от McKinsey & Company;
• Один раз отмечен специальной наградой Академии менеджмента George R. Terry Book;
• Премией Адама Смита.
Это выдающийся ученый своего времени, у него семь почетных степеней доктора наук.
Научная деятельность Портера
Майкл Портер – один из ведущих специалистов нашего времени в области изучения конкуренции как науки. За свою профессиональную деятельность он не раз консультировал в сфере бизнеса мировые компании: Procter & Gamble, AT&T, Royal Dutch Shell, DuPont. Оказывал услуги как экономист и финансист крупным корпорациям: Alpha-Beta Technologies, ThermoQuest Corp, Parametric Technolodgy Corp, R&B Falcon Corp. Он консультировал правительство Америки в вопросах экономики, во времена правления Рейгана состоял в комиссии президента, занимающейся вопросами конкурентоспособности отраслей Америки. Многие мировые деятели – Индийские, Новозеландские, Канадские, Португальские, Южнокорейские ученые – обращались к нему за помощью. Сейчас известный экономист работает с представителями Центральной Америки.
В сфере экономики Майкл Портер занимался, в том числе и исследованием России. В 2005г. он проводил исследование нашей страны с целью выявления степени её конкурентоспособности на мировых рынках. Проведя анализ, специалист пришел к выводу, что в РФ две проблемы для экономики:
1. Первая – сырьевая направленность: слишком однобока.
2. Вторая – наличие множества вертикально интегрированных компаний.
Они мешают России добиваться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в перспективе.
Портер отверг влияние национальной безопасности для ключевых корпораций. По его мнению, эта направленность изжила себя вместе с компанией General Motors. Экономика уже давно держится на мелких мобильных компаниях.
Некоторые американские города не однажды буквально «оживлялись» созданными для них экономическими теориями Портера. Его инициативой и трудами было создано общественное движение, прорабатывавшее пути перспективного развития «загибающихся» (в экономическом плане) городских районов, затягивающих свои города на дно.
Работа М. Портера о конкурентной борьбе
Проводя многочисленные исследования, учёный создал концепцию конкурентных сил, в которой выделил несколько основополагающих направлений.
Главным является то, что конкурентоспособность любой организации всегда зависит от состязательных возможностей тех компаний, которые ее окружают, и их умения конкурировать. Здесь обязательно наличествует прямая связь с сырьевыми ресурсами.
М. Портеру принадлежит работа об анализе соперничества компаний, в которой он отмечает несколько стадий роста конкурентной борьбы в национальной экономике (от начальных, до завершающих). Вот факторы, влияющие на межотраслевую конкурентную борьбу:
• Новые игроки на рынке;
• Влияние покупателей на ценообразование;
• Зависимость поставщиков на ценообразование;
• Появление аналогов данному товару;
• Степень конкуренции между организациями внутри отрасли.
Ученый говорит, что от силы развития конкуренции внутри рынка и степени требований покупателей зависит успех организаций на рынках международных. А если прослеживается слабая конкуренция на внутреннем рынке, то надо ждать потерю конкурентных преимуществ.
Смотрите также:
Игорь Ансофф, родоначальник концепции стратегического менеджмента
Филипп Котлер, профессор в области международного маркетинга