Узнать цену работы
Статьи по теме

Менеджмент персонала

  1. Сущность и значение менеджмента персонала
  2. Главные принципы
  3. Главные методы менеджмента персонала

Сущность и значение менеджмента персонала

Персонал любой организации является, по сути, ее человеческим ресурсом. Он состоит из сотрудников компании: как находящихся в постоянном штате, так и взятых на временную работу. Менеджмент персонала – это совокупность мер, принимаемых руководством организации, которые направлены на поиск сотрудников, их развитие, мотивацию и оценку их работы. Это является одним из главных условий эффективной деятельности компании.

Современный менеджмент определяет персонал как один из ключевых ресурсов предприятия. Отсюда следует необходимость контролировать степень его удовлетворенности работой, а также находить возможности эффективно использовать имеющийся человеческий ресурс для достижения основных целей компании, в том числе, сокращения расходов, повышения уровня рентабельности, наработки постоянной клиентской базы и т.д. Современные способы управления сотрудниками в организации характеризуются работой с небольшими командами, активным вовлечении сотрудников в общее дело, снижением значения строгой иерархии, а также делегированием руководителями части своих полномочий подчиненным. Это повышает ответственность людей, мотивирует их, усиливает чувство сопричастности к общим целям компании, что, в результате, улучшает качество продукции (услуг).

Главные принципы

Управление персоналом базируется на совокупности принципов, то есть правил и установок, которыми руководствуются менеджеры организации в своей работе. Они носят объективный характер, поскольку определяются реальными экономическими требованиями. К таким принципам относят:

  • научный подход;
  • умеренный централизм;
  • следование плану;
  • авторитет первого лица;
  • наличие одного главного распорядителя;
  • специализация кадров;
  • баланс централизации и децентрализации власти;
  • применение линейных, целевых и функциональных методов управления;
  • контроль реализации принятых решений;
  • мотивация людей;
  • придание ключевого значения каждому работнику как элементу организации;
  • стратегический менеджмент;
  • вложение средств в обучение и повышение профессионализма сотрудников;
  • активность в социальном плане;
  • определенный уровень демократизации;
  • улучшение условий трудового процесса;
  • профессионализм управленцев.

Главные методы менеджмента персонала

Координация работы людей в организации осуществляется с применением ряда способов и путей воздействия – методов управления персоналом. К ним относятся:

  • Методы административного характера. Базисом таких методов служит власть начальника, а также установленные правила и нормы труда. Это отображается в различных регламентных и нормативных документах, правилах внутреннего распорядка, рабочих инструкциях и методиках, приказах руководителя и др. Приказы и распоряжения являются инструментом придания юридической силы решениям руководства.
  • Методы экономического плана. Являются неотъемлемыми составляющими экономической политики компании, направленными на увеличение эффективности ее деятельности. Цель таких методов – использовать человеческий ресурс наиболее результативным образом. Для этого активно применяется мотивирование персонала, в первую очередь, материального характера.
  • Так, важнейшее значение имеет зарплата работников. Также активно практикуются различные премии, бонусы, надбавки, льготы. Все это позволяет мотивировать людей, воздействовать на них дополнительным образом. К экономическим методам относятся и различные составляющие социального пакета, в том числе, оплата проезда, питания, путевки в санатории и дома отдыха, медицинские и иные страховки.

    Важным условием применения экономических методов является их окупаемость. Вкладывая материальные средства в сотрудников, компания должная в конечном итоге извлекать из этого прибыль посредством повышения качества труда.

  • Методы социально-психологической направленности. Фундаментом для них служат законы социологии и психологии. Объектом воздействия является либо отдельный работник, либо команда, либо весь персонал организации. Для оказания воздействия на индивидуум используют, как правило, методы психологического плана, на весь коллектив – социологического.

Психологические приемы призваны уменьшить уровень конфликтности и улучшить эмоциональную атмосферу среди сотрудников. Такие методы позволяют воздействовать на карьерное продвижение человека с учетом особенностей его психологии. Они формируют нормальные условия микроклимата в коллективе, содействуют становлению организационной культуры, в центре которой – фигура идеального работника.

Задачами социологических методов являются установление места и функции сотрудника, выявление лидеров в коллективной среде, налаживание связи между мотивацией и результатами труда, содействие межличностному общению и устранению конфликтных ситуаций. Посредством таких методов осуществляется сбор сведений для анализа работы людей и принятия кадровых решений. К социологическим приемам управления персоналом можно отнести проведение анкетирования, интервью, наблюдения и пр.

Практическая реализация менеджмента персонала заключается в найме людей на работу, анализе и оценке кадров, формировании системы оплаты труда, продвижении сотрудников по карьерной лестнице, обучении и переобучении работников, установлении дисциплины, создании условий безопасной работы, мотивировании и наказании людей.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы