Менеджмент персонала
Сущность и значение менеджмента персонала
Персонал любой организации является, по сути, ее человеческим ресурсом. Он состоит из сотрудников компании: как находящихся в постоянном штате, так и взятых на временную работу. Менеджмент персонала – это совокупность мер, принимаемых руководством организации, которые направлены на поиск сотрудников, их развитие, мотивацию и оценку их работы. Это является одним из главных условий эффективной деятельности компании.
Современный менеджмент определяет персонал как один из ключевых ресурсов предприятия. Отсюда следует необходимость контролировать степень его удовлетворенности работой, а также находить возможности эффективно использовать имеющийся человеческий ресурс для достижения основных целей компании, в том числе, сокращения расходов, повышения уровня рентабельности, наработки постоянной клиентской базы и т.д. Современные способы управления сотрудниками в организации характеризуются работой с небольшими командами, активным вовлечении сотрудников в общее дело, снижением значения строгой иерархии, а также делегированием руководителями части своих полномочий подчиненным. Это повышает ответственность людей, мотивирует их, усиливает чувство сопричастности к общим целям компании, что, в результате, улучшает качество продукции (услуг).
Главные принципы
Управление персоналом базируется на совокупности принципов, то есть правил и установок, которыми руководствуются менеджеры организации в своей работе. Они носят объективный характер, поскольку определяются реальными экономическими требованиями. К таким принципам относят:
- научный подход;
- умеренный централизм;
- следование плану;
- авторитет первого лица;
- наличие одного главного распорядителя;
- специализация кадров;
- баланс централизации и децентрализации власти;
- применение линейных, целевых и функциональных методов управления;
- контроль реализации принятых решений;
- мотивация людей;
- придание ключевого значения каждому работнику как элементу организации;
- стратегический менеджмент;
- вложение средств в обучение и повышение профессионализма сотрудников;
- активность в социальном плане;
- определенный уровень демократизации;
- улучшение условий трудового процесса;
- профессионализм управленцев.
Главные методы менеджмента персонала
Координация работы людей в организации осуществляется с применением ряда способов и путей воздействия – методов управления персоналом. К ним относятся:
- Методы административного характера. Базисом таких методов служит власть начальника, а также установленные правила и нормы труда. Это отображается в различных регламентных и нормативных документах, правилах внутреннего распорядка, рабочих инструкциях и методиках, приказах руководителя и др. Приказы и распоряжения являются инструментом придания юридической силы решениям руководства.
- Методы экономического плана. Являются неотъемлемыми составляющими экономической политики компании, направленными на увеличение эффективности ее деятельности. Цель таких методов – использовать человеческий ресурс наиболее результативным образом. Для этого активно применяется мотивирование персонала, в первую очередь, материального характера.
- Методы социально-психологической направленности. Фундаментом для них служат законы социологии и психологии. Объектом воздействия является либо отдельный работник, либо команда, либо весь персонал организации. Для оказания воздействия на индивидуум используют, как правило, методы психологического плана, на весь коллектив – социологического.
Так, важнейшее значение имеет зарплата работников. Также активно практикуются различные премии, бонусы, надбавки, льготы. Все это позволяет мотивировать людей, воздействовать на них дополнительным образом. К экономическим методам относятся и различные составляющие социального пакета, в том числе, оплата проезда, питания, путевки в санатории и дома отдыха, медицинские и иные страховки.
Важным условием применения экономических методов является их окупаемость. Вкладывая материальные средства в сотрудников, компания должная в конечном итоге извлекать из этого прибыль посредством повышения качества труда.
Психологические приемы призваны уменьшить уровень конфликтности и улучшить эмоциональную атмосферу среди сотрудников. Такие методы позволяют воздействовать на карьерное продвижение человека с учетом особенностей его психологии. Они формируют нормальные условия микроклимата в коллективе, содействуют становлению организационной культуры, в центре которой – фигура идеального работника.
Задачами социологических методов являются установление места и функции сотрудника, выявление лидеров в коллективной среде, налаживание связи между мотивацией и результатами труда, содействие межличностному общению и устранению конфликтных ситуаций. Посредством таких методов осуществляется сбор сведений для анализа работы людей и принятия кадровых решений. К социологическим приемам управления персоналом можно отнести проведение анкетирования, интервью, наблюдения и пр.
Практическая реализация менеджмента персонала заключается в найме людей на работу, анализе и оценке кадров, формировании системы оплаты труда, продвижении сотрудников по карьерной лестнице, обучении и переобучении работников, установлении дисциплины, создании условий безопасной работы, мотивировании и наказании людей.