Узнать цену работы
Статьи по теме

Методы науки менеджмента

  1. Общеметодологические подходы
  2. Научный метод
  3. Частные методы науки менеджмент

Изучение науки менеджмента стоит начать с анализа общих методологических способов познания. Такие общие методики, как системный и комплексный подходы, моделирование, эксперимент, объединяются со специальными личными и групповыми способами такими, как функционально-стоимостное изучение, методика экспертных оценок, «Дельфи», расчетные и аналитические методики и так далее.

Общеметодологические подходы

При комбинированном подходе разрешение проблемы рассматривается с разных точек опоры: экономической, правовой, организационной, социальной и так далее. С точки видения этого подхода мы не сможем смотреть на ситуацию только лишь с одной стороны, нужно учесть разную направленность управления при разрешении задачи. Комплексный тип предусматривает попытка привлечь менеджеров разного профиля, применение форм кооперации и интеграции их труда при создании решений в управлении.

Что насчет системного типа в этой науке, то объект управления разбирается, как единое целое, как выражение взаимной связи систем и элементов подсистемы, взаимосвязи подсистемы с социальной средой, в данном варианте с ее компонентом – деловой средой. В результате подобной взаимной связи появляется синергетический эффект.

Ретроспективный подход. Подход, в общем, практически не изучен и в менеджменте, и в иных науках. Ретроспективный тип выдает представление о корпорации с исторической точки видения, с точки зрения прогресса ее деятельности во времени, выявления исторических направлений развития компании, т. к. подобная предопределенность оказывает серьезное воздействие на настоящее и будущее.

Инновационный подход – это позиционирование компании, как инновационного и активного субъекта менеджмента, создающего и использующего новейшие знания для улучшения управленческой и политической работы. Подобный подход помогает компании быть «в организационном тонусе», тем самым вычисляя ее готовность к внезапным изменениям, вызовам и угрозам социума.

Моделирование. Потребность использования подобного подхода появляется при вероятности возникновения кризиса в развитии любой корпорации и потребности их предотвращения. При этом начинается моделирование различных вариантов развития событий и возможность изменить их результаты.

Научный метод

Менеджмент как наука идет с научным исследованием. Базой процесса такого исследования стал научный метод, в первый раз, примененный на практике специальной научной школой. Он создан из трёх компонентов:

  • Наблюдение. Это собрание и анализ объективных данных о проблеме и ситуации.
  • Гипотеза. Формулированием гипотезы специалист выискивает альтернативы их последствий для события и формирует прогноз, на основе подобных наблюдений. Целью становится формирование взаимной связи между компонентами проблемы.
  • Верификация (подтверждение достоверной информации). На этом шаге специалист рассматривает гипотезу, наблюдает за итогами определенного решения.

Главные методы сбора данных:

  • эксперимент;
  • тесты, анкетирование и интервью;
  • изучение документации корпорации.

Есть два вида эксперимента: активный и пассивный. Активный эксперимент это определенное вмешательство специалиста в процесс для формирования нештатных ситуаций и полноценное наблюдение за поведением объекта. В этом варианте активный эксперимент помогает вычислить слабые места, которые касаются управления компанией. Однако осуществление подобного эксперимента потребует высокой квалификации специалиста и серьезных трат, также стоит учесть, что выполнение таких экспериментов может плохо сказаться на результатах деятельности всей корпорации.

Пассивный эксперимент это обычное наблюдение за деятельностью работников, где экспериментатор лишь фиксирует определенные данные. Однако, несмотря на его простую цель, подобный эксперимент считается самым результативным, т. к. помогает найти огромное количество нужной информации о работе компании, в общем, и ее подразделений, не требует серьезной квалификации специалиста, осуществляющего наблюдения, но предъявляет высокие запросы к научным работникам, выполняющим методическую подготовку таких экспериментов. С точки зрения воздействия на процесс работы корпорации, реализация пассивного эксперимента практически не отражается на нем.

Методику анкетирования и тесты лучше всего можно применять, рассматривая определенные аспекты работы компании, не требуют серьезных финансовых вложений. Важная функция подобных методик в том, что они считаются единственными методами сбора данных о слабо структурированных областях работы организации. Что насчет интервьюирования, то в отличие от анкет и тестов, эта методика потребует личного контакта с работниками фирмы и применяется для поиска вспомогательной информации.

Частные методы науки менеджмент

Методики решений группового типа. Подобные методы применяются коллективом для формулирования проблемы, создания различных альтернатив и подбора решения, способствуют формированию идей, увеличению возможности одобрения верного решения за счет большого количества знаний о проблеме и приложения основных сил для ее решения. Среди методик можно выделить «Многосторонняя защита», «Атака мозгового типа», «Морфологический анализ», методика мозгового штурма, номинальной подгруппы и так далее.

Способы улучшения решений управлений. Эта методика имеет взаимную связь с предыдущим способом и представляет собой создание метода выбора решения, обеспечивающего приобретение наиболее подходящего значения подобранного критерия (прибыль, доход, качество, и так далее.). Этот метод тоже имеет согласование с экономическими и математическими методиками.

Методы одобрения решений управления. Здесь также применяются личные и групповые методики одобрения решений, среди которых способы номинальной группы, планирование, согласия, «Дельфи», опытный, интуитивный, методики экспертных оценок, метод специального анализа и прочее.

Метод прогнозирования помогает формированию личных представлений о возможных состояниях корпорации. Здесь можно отметить методику экстраполяции, на базе которой в контексте нынешнего состояния объекта вычисляется тенденция его состояния в последующем. Прогнозирование тенденций корпорации нужно выполнять, сочетая разные методы.

Социологические методы. На основании изучения мнения социума, мы можем рассуждать о состоянии компании, росте или падении их воздействия на социум, ее популярность и полезность. Главная функция социологических методик состоит в создании обратной связи в момент управления и осуществления контрольной функции менеджмента.

Сравнительный анализ (методика аналогии) помогает вычислять яркие особенности конкретной компании, сравнивая ее с аналогичными или подобными объектами.

Перечисленные методики применяются не только в управлении, они характерны для экономической теории, создавая мировоззрение руководства и сотрудников в производственном процессе, выступает методологической основой управления.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы