Узнать цену работы
Статьи по теме

Методы проведения организационных изменений

  1. Методы, ориентированные на людей и культуру
  2. Методы, ориентированные на задачи и технологии
  3. Методы, ориентированные на структуру и стратегию

В конкретных реальных условиях введение изменений может стать длительным кропотливым процессом, а результат не совпасть с ожиданиями. В связи с этим менеджеры должны представлять сущность необходимых изменений и владеть методами их внедрения.

В основе системы методов внедрения изменений лежат 6 основополагающих начал:

  • Люди. Это сотрудники, каждый из которых имеет как определенные личностные характеристики, так и профессиональные навыки.
  • Уровень культуры. В данном случае подразумеваются определяющие традиции, ценности и верования, общие для всей организации.
  • Задачи. При условии системного подхода задачи отражают сложность, инновационность, суть действий.
  • Технологии. Система методов, позволяющая решить поставленные задачи, организовать процесс работы, управлять знаниями, вводить автоматизацию и информационные технологии.
  • Структура. Подобный компонент предполагает описание иерархии конкретной организации, устройство коммуникаций, методы управления и контроля.
  • Стратегия. Этот аспект позволяет регулировать все, что связано с постановкой целей, созданием планов, возможных вариантов использования доступных ресурсов для реализации обозначенных целей.

Среди методов, используемых для введения изменений, выделяют три метода в зависимости от ориентированности на следующие аспекты:

  • люди и культура;
  • задачи и технологии;
  • стратегия и культура.

Методы, ориентированные на людей и культуру

С помощью таких методов к участию в изменениях привлекают практически всех сотрудников организации, они позитивно влияют на отношение к работе, позволяют разрешить проблемы, связанные с общением на разных уровнях. Позитивные перемены в организационной культуре определяют изменения в модели поведения сотрудников предприятия, степень их принятия ожиданий и ценностей. В реальности любые изменения определяют изменения в организационной культуре. Основополагающими методами данного раздела являются:

  • Дискуссия по результатам организационного диагноза;
  • Работа в группах или «построение команды»;
  • Организация консультаций по процессу;
  • Качество жизни на работе;
  • Система работы «высокие обязательства – высокие достижения».

Первый метод состоит из следующих этапов:

  • сбор информации, организованный с помощью анкетирования;
  • обработка собранных данных, их структурирование;
  • доведение полученных сведений до источников информации.

Полученная информация позволяет сотрудникам следовать принимаемым самостоятельным решениям по поводу личных рабочих процессов.

Метод обсуждения организационного диагноза является одним из элементов модели «исследование – действие».

Определяющая цель данного метода – совершенствование отношений среди участников рабочих групп посредством обсуждения проблем, а не введению инноваций. Этот метод применяют с целью обнаружения существующих проблем наряду с другими методами.

Метод, основой которого является исследование проблем внутри рабочих групп, позволяющий их решить и тем самым повысить продуктивность работы, – это метод «построения команды». В основе метода лежат такие элементы как:

  • расстановка приоритетов и определение групповой цели;
  • изучение результатов, полученных в результате работы группы;
  • анализ процесса работы в группе;
  • исследование отношений между членами рабочей группы.

В основе следующего, третьего метода, находится привлечение консультантов, способных помочь менеджерам и сотрудникам воспринимать окружение и осознать необходимость изменений.

Окружение составляется из формальных и неформальных отношений в период рабочего процесса, поведения на совещаниях, работы, выполняемой сотрудниками, другими этапами и моделями процесса работы.

Метод качества жизни на работе основывается на значимости работы, росте творческой деятельности, возможности участия в принятии решения, заботе о здоровье сотрудников, технике безопасности, удовлетворении социальных потребностей и т. д.

Требования сотрудников по улучшению условий работы стали импульсом для создания подобных программ. Внедрение таких программ повышает качество работы, производительность труда, способствует заинтересованности сотрудников в своей работе, участии в процессах управления, а также их уровня мотивации.

Пятый метод представляет собой результат всех основных изменений, в основе которых находятся усовершенствования, необходимые для улучшения культуры и повышения вовлеченности сотрудников в процесс работы. Данный метод позволяет сотрудникам осознать себя творцами в процессе работы.

Методы, ориентированные на задачи и технологии

Методики, направленные на технологии, нацелены на введение изменений в собственно рабочие процессы, следовательно, они нацелены на те технологические процессы и тот инструментарий, которые доступны сотрудникам предприятия. Они состоят из таких методов как:

  • метод проектирования работ;
  • метод социотехнической системы;
  • метод кружки качества;
  • метод реинжиниринга бизнес-процессов;
  • метод всеобщего управления качеством.

Метод проектирования работ – это метод, в основе которого лежит осознанное планирование, реструктуризация ряда видов работ, цель которых как повышение мотивационного уровня, продуктивности сотрудников, а также вовлеченности в процесс производства.

Методом и моделью одновременно представляется социотехническая система, позволяющая внедрить изменения, сконцентрированные и на технологической, и на социальной составляющих организационной деятельности. Это позволяет оптимизировать связи между данными элементами, и, как следствие, повысить уровень эффективности производства.

Метод кружки качества появился в Японии, в короткие сроки распространился в США, а затем и по всему миру. Смысл метода заключен в появлении групп из сотрудников, основанных на добровольном участии, цель которых – контролирование качества во всех сферах деятельности организации, а также решение всех проблем, с этим связанных.

Наиболее радикальным представляется четвертый метод, часто вызывающий у сотрудников негативные реакции, т. к. в его основе – основополагающие переустройство всех бизнес-процессов, связанных с отказом от неэффективных операций, а это может иметь негативные последствия, например, сокращение штатов.

Метод всеобщего управления качеством основан на прогнозировании ожиданий и потребностей по отношению к качеству товара. В таком случае каждый сотрудник следит за качеством процесса, а в ситуации нарушения того или иного критерия качества может приостановить производство, пока дефект не будет устранен.

Методы, ориентированные на структуру и стратегию

Перемены в организации распространяются на целый ряд элементов ее функционирования, в частности, стратегию, структуру и культуру.

Подобные изменения предполагают должностные или ролевые коррективы, а также перестройку в системе коммуникаций. Это способствует переоценке ценностей и миссии, определению новых целей и разработке стратегии, им соответствующей.

Организационные структуры адаптивного плана представляют собой следующие виды:

  • параллельные;
  • матричные;
  • сетевые.

В ситуации с параллельной организацией две ее ипостаси проявляются одновременно, т.е. две структуры – основная и дополнительная – действуют параллельно.

При этом задачей параллельной структуры представляется решение тех проблем и задач, с которыми не способна или не желает справиться основная структура.

Структура организации матричного типа формируется в ситуациях, когда обнаруживаются связанные с бюрократией ограничения. Матричные структуры являют собой некое равновесие между применением ресурсов, связанных как с продуктами, предметами, так и с функциональной линией.

Сетевые структуры представляют собой такие коммуникационные процессы, которые являются сторонними и сложными, они связаны с осуществлением решений и их контролем. Сетевым организациям присущи черты как параллельных, так и матричных структур, но упор в таких случаях делается на информационные технологии, способствующие систематизации деятельности организации.

В сетевой структуре менеджер берет на себя функции распределения, осуществляющей контроль и координацию действий.

Стратегические изменения представляются изменениями крупномасштабными и сложными. Стратегия предполагает ряд определенных шагов, помогающих достижению поставленных целей.

В подобной ситуации можно говорить об изменении порядка действий в целом, что неизбежно ведет к пересмотру уже обозначенных целей

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы