Методы управления качеством
- Методы административного (организационного) характера
- Методы инженерно-технического плана
- Экономическое управление качеством
- Социально-психологические приемы
Методами управления качеством называют перечень приемов, к которым прибегают в процессе осуществления менеджмента либо организационной деятельности для решения поставленных задач в области качества. Выделяют четыре группы методов:
- Административные.
- Инженерно-технологические.
- Экономические.
- Социально-психологические.
Рассмотрим их более детально.
Методы административного (организационного) характера
К данной группе методов относят те способы управления качеством, которые можно официально задокументировать. Это отражается с помощью приказов и распоряжений руководителей предприятия, установленных внутренних стандартов и нормативов, разработанных инструкций и планов. Сущность административных методов заключается в выработке политики в области качества, написании соответствующих инструкций и положений, а также в неуклонном следовании им в процессах производственной деятельности. К данной разновидности управленческих методов в области качества также относят вопросы подбора, обучения, аттестации и инструктажа кадров, занятых в области менеджмента качества на предприятии.
Административный (организационный) характер управления качеством в организации проявляется в разработке планов и программ действий, определении задач и целей в области качества. Все это фиксируется документально и утверждается высшим руководством компании. К административным методам нередко обращаются в тех случаях, когда необходимо организовать контроль качества и обеспечить его соответствие установленным стандартам.
Таким образом, административные методы управления качеством – это комплекс документов, отражающих основные задачи и предписывающих порядок действий сотрудников, задействованных в сфере менеджмента качества организации.
Методы инженерно-технического плана
Разнообразие таких методов очень велико, оно состоит из автоматизированных и ручных приемов. Технологические решения в сфере управления качеством во многом обусловлены особенностями конкретного управляемого объекта.
Сегодня, в условиях стремительного технологического развития производств, полноценные автоматизированные системы все больше вытесняют ручные либо отчасти автоматические способы управления качеством. Сущность автоматизированных методов заключается в тестировании выпускаемых изделий на степень соответствия их установленным параметрам, а также в проведении действий и мероприятий по корректировке и устранению выявленных дефектов. Преимуществом автоматизации процессов управления качеством является уменьшение издержек за счет своевременного определения несоответствий на начальных этапах производственного цикла.
Инженерно-технологическое направление в области менеджмента качества предполагает также активное использование статистических инструментов. Они дают возможность заполучить достоверные сведения о сложившейся ситуации в области контроля качества на предприятии, дать объективную оценку текущему состоянию и разработать действенные решения. Методы статистического плана уменьшают непостоянство контролирующих и управляющих процессов в области качества.
Экономическое управление качеством
Экономические методы нацелены на то, чтобы обеспечить менеджменту и персоналу компании такие условия работы, которые позволят придерживаться требуемого уровня качества, а также повышать его.
Среди таких методов выделяют следующие:
- обеспечение финансовыми средствами деятельности организации в направлении качества;
- планирование и расчет бюджетов организации;
- стимулирование потребителей и поставщиков материалов экономическим образом.
Экономическое управление качеством подразумевает также планирование и формирование цен в соответствии с показателями качества изделий. Сюда можно отнести и мотивацию материального характера сотрудников в области качества.
Социально-психологические приемы
Такие методы дают возможность оказывать воздействие на процессы управления качеством, используя ряд социальных факторов и внутренний психологический климат в коллективе компании.
Социально-психологические методы имеют схожую природу с соответствующими организационными способами менеджмента качества. К ним относятся разнообразные приемы повышения уровня дисциплины и личной ответственности работников, стимулирования степени их активности и проявления инициативы. Мотивация нематериального плана также является одним их методов социально-психологического характера. Такие методы управления качеством нацелены на улучшении психологической атмосферы в коллективе, формировании благоприятного микроклимата с учетом специфики психологии каждого сотрудника.