Модели корпоративного управления
- Сущность корпоративного управления и его модели
- Японская модель корпоративного управления
- Германская модель корпоративного управления
- Англо-американская модель корпоративного управления
Сущность корпоративного управления и его модели
Корпоративное управление является комплексной категорией с множеством аспектов. До сих пор нет одной принятой теории, которая описывала бы его сущность. Корпоративное управление принято изучать и рассматривать с разных сторон:
- в качестве отдельной отрасли экономической науки;
- как систему и процесс, реализуемый на практике.
На сегодня выделено два ключевых подхода к объяснению концепции корпоративного управления.
Первый подход заключается в рассматривании корпоративного управления, как системы управленческих решений, неизменно возникающей при взаимодействии главенствующих субъектов в области субординации и гармоничной организации их интересов для обеспечения синергизма в достижении целей и получении результатов от поставленных задач.
Второй подход характеризуется более узкой направленностью и затрагивает аспект достижения баланса интересов задействованных персон. Здесь особое внимание уделено взаимосвязи всех участников взаимоотношений в пределах корпорации.
Важно помнить, что корпоративное управление затрагивает систему взаимоотношений между всеми владельцами акций компании, советом директоров, органами, которые выполняют функцию исполнения в обществе акционеров и всеми остальными заинтересованными и задействованными сторонами.
Для организации корпоративного управления необходимо построить конкретную модель, с помощью которой управление будет реализовано. И модель управления должна быть эффективной для всех задействованных сторон, что способствует реализации интересов всех участников.
На сегодня ученые выделяют три основных управленческих модели:
- Японская
- Германская
- Англо-Американская
Специфика моделей управления корпорациями в имеет отличия в каждой стране, что объясняется различиями в культурном бекграунде, а также – в нормах делопроизводства и делоуправления.
Японская модель корпоративного управления
В японской модели управления есть существенное отличие от других – она распространена исключительно в Японии. Характерная особенность этой модели в том, что здесь применяется перекрестное владение акциями компании («кейрец»), и их концентрация в руках владельцев акций с вкладами в больших и средних размерах.
Мелкие и частные инвестиции практически не развиты, за долгое время они не выявляли себя с активной стороны, а потому имели небольшую долю акций.
Еще одна особенность этой модели в том, что в ней большая роль отдана банкам, именно они являются основополагающими в деле функционирования корпораций.
Чаще всего у каждой корпорации есть собственный банк, через который и движутся основные финансовые потоки. Этим банкам принадлежит немалая доля акций компаний.
В японской модели корпоративного управления владельцы акций компании рассчитывают на достижение долгосрочных целей в деятельности компании и получают собственный основной доход в виде дивидендов.
Исторически японская модель управления объясняется тем, что фондовый рынок страны долго был неликвидным, а банки были основным источником привлечения финансов.
Влияние враждебных поглощений остается минимальным по причине того, что перекрестное владение акциями и финансирование со стороны банка не оставляет лайзейки для рейдерства извне.
Германская модель корпоративного управления
Германская или континентальная модель управления распространена в Германии и Автрии, а также в странах, где есть немецкие корпорации: Норвегия, Нидерланды, Швейцария.
Германская модель имеет ключевые особенности:
- Практика перекрестного владения акциями и концентрация акций у крупных и средних инвесторов.
- Банки имеют ключевую роль в распределении прав собственности, как и другие промышленные компании, на руках которых есть весомые акции корпорации.
- Банковские инструменты были использованы для привлечения капитала, так как немецкий фондовый рынок обладал не такой высокой ликвидностью, как, например, рынок США или Великобритании.
В германской модели управления особенностью является наличие двух уровней в управленческой структуре. Наблюдательный совет и правление – обязательные участники совета директоров. Первый орган занимается контролем, второй – управлением. Высшим управленческим органом является собрание акционеров корпорации.
Кодетерминация – характерная особенность германской корпоративной модели управления. Суть кодетерминации в том, что все сотрудники компании могут участвовать в управлении компании. Также в управлении берут роль служащие банка, выступающие в роли его представителей.
Англо-американская модель корпоративного управления
В англо-американской модели управления наблюдается разброс в акционерном составе. Миноритарные акционеры с небольшим процентом акций соседствуют с мелкими инвесторами, но все находятся под управлением единого центра – менеджмента компании, который имеет профессиональные навыки управления.
Собрание акционеров носит больше формальный характер, так как управлением занимается состав менеджеров.
В корпоративном управлении действующая роль принадлежит совету директоров. Этот орган выполняет функции наблюдения и управления. Именно совет директоров управляет компанией, выполняет защиту интересов акционеров компании, обеспечивает качественное корпоративное управление, несет ответственность перед государственными органами контроля и собранием акционеров за деятельность компании.
В англо-американской модели используется один уровень управления, который также называется унитарным. Это может быть совет директоров, в котором выделяются две группы представителей:
- Менеджеры или другие исполнители, которые занимают активную управленческую позицию;
- Независимые акционеры, которые не являются исполнителями, а только наблюдателями. Это так называемые «аутсайдеры» компании.
Фондовый рынок США и Великобритании всегда отличался высоким уровнем ликвидности, здесь широко используется практика сделок слияния и поглощения. В то же время банки оттеснены на другой план, их роль в деятельности корпорации мало значительна и проявляется только в сфере кредитования.
Англо-американская модель корпоративного управления сегодня является востребованной в ряде стран мира, таких как: Австралия, Канада, Новая Зеландия, и, конечно же, США и Великобритания.