Узнать цену работы
Статьи по теме

Модели олигополистического ценообразования

  1. Экономические принципы цены, процесс ценообразования
  2. Суть олигополии
  3. Принципы олигополистического ценообразования, его теории

Экономические принципы цены, процесс ценообразования

Результаты материального производство непосредственно зависят от порядка распределения ресурсов и сырья. Разделение труда по географическому принципу стало объективным феноменом по причине неравномерного размещения ресурсов. Вместе с тем такое явление потянуло за собой потребность в обмене готовыми товарами. Тогда как неотвратимость обмена вызвала потребность в оценке своих и приобретаемых товаров. Причем основу оценки составляли субъективные впечатления о ценности изделия.

Формулировка

Под ценностью продукта принято понимать меру его практичности, полезности для покупателя в конкретный момент времени.

После возникновения денег, развития товарно-денежных отношений любая продукция получила свою цену.

Формулировка

Цена – рыночная ценность продукции, представленная в денежном выражении.

Цене отводится особенная роль в структуре экономических отношений между хозяйствующими субъектами. К тому же ценовой уровень способен воздействовать на следующие показатели: размер государственного бюджета, показатель валового внутреннего продукта. От ценового уровня прямо зависят определенные социальные проблемы, отношения. Именно потому цена, политика ценообразования – это фундамент системы социально-экономических отношений.

Формулировка

Весь комплекс процедур по установлению цен на работы, услуги, изделия принято называть ценообразованием.

Доступно несколько подходов к ценообразованию. И все же каждый из них обязательно должен принимать в расчет:

  • - социальную, экономическую государственные политики;
  • - совокупные объемы производственных затрат на разработку единицы товара;
  • - как соотносятся спрос, предложение на конкретный товар;
  • - ценовой уровень на аналогичную продукцию, товары-субституты;
  • - существует ли на рынке конкурентное состязание;
  • - финансовое положение, цели организации.

Суть олигополии

Формулировка

Довольно часто в научных работах встречается понятие «олигополии». Данный термин определяет один из доступных типов структуры рынка. Справочные материалы предоставляют такую дефиницию:

«Олигополия – это тип структуры рынка несовершенной конкуренции, для которого характерно преобладание на рынке ограниченного количества предприятий».

В некоторых случаях под олигополиями понимают самые крупные компании в отрасли, которые способны оказывать значительное воздействие на общую ситуацию на рынке. Яркими примерами олигополистического рынка являются следующие компании: «Мерседес», «БМВ» и «Боинг». Примечательно, что доступ на рынок олигополии очень сложный и ограниченный. В качестве ограничений могут использоваться: требования наличия внушительного стартового капитала либо же нормативно-правовые акты. На таких рынках ценовая конкуренция происходит достаточно редко.

Принципы олигополистического ценообразования, его теории

Примечание

Ранее уже говорилось о том, что на рынках олигополии практически не отмечается конкуренция по цене. Данный факт связан с целым комплексом факторов. Ценовой политики уделяется особенное значение в работе олигопольных предприятий. Для данных организаций крайне не выгодно повышать цены на свои услуги, продукцию из-за того, что после этого прочие аналогичные компании-олигополисты не последуют такому примеру. В результате компания имеет все шансы «потерять» своих клиентов.

Современные специалисты в сфере экономики определяют такие экономические теории олигопольного ценообразования:

  • теория картеля;
  • теория лидерства по цене;
  • теория Штакельберга, теория дуополии;
  • теория ломаной кривой спроса.

Так, теория картеля подразумевает формирование ассоциации предпринимателей или картеля. Участники подписывают специальный договор (картельный), где устанавливаются ключевые коммерческие показатели для всех членов картеля. Примечательно, что каждый участник соглашения сберегает свою экономическую, юридическую самостоятельность.

Теория лидерства по цене подразумевает, что одно из предприятий-олигополистов активно меняет цены на свои товары, реагируя на перемены рыночных условий. Прочие же организации могут последовать примеру лидера. Однако также вероятным является то, что другие компании выберут иную стратегию развития, а это значит, что лидеру грозят большие убытки. Как результат, он будет вынужден возвратиться к прежнему ценовому уровню.

Теория дуополии подразумевает существование 2-х крупных предприятий, которые выпускают аналогичную однородную продукцию, осуществляя независимую, самостоятельную политику ценообразования. Причем каждая компания имеет слабое понятие о работе конкурента. Итоговая рыночная цена устанавливается в результате конкурентного состязания между предприятиями. Концепцию дуополии доработал немецкий экономист Штакельбергом. Он разработал ассиметричную теорию конкуренции компаний-дуополистов.

Теорию ломаной кривой спроса удалось определить в результате оценки изменений кривых предложений и спроса. В целом, необходимо отметить, в условиях олигиполии ценовая политика очень часто становится причиной возникновения «ценовых войн», банкротства более мелких организаций.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ