Модернизм как форма культуры
- Суть модернизма
- Модернизм в литературе
- Характерные черты модернистского искусства
- Этика модернизма
- Представители модернизма
Множественное число течений в культуре прошедшего столетия представлено модернизмом, как философско-этической тенденцией. Именно ей отводится роль фактора, отражающего реальное положение вещей прошлого века. Этим течением было порождено особое мироощущение, понимание мироздания, отношение к самому миру и ощущение себя в нём индивидуумом.
Методы осознания сути модернизма
Стоит акцентировать внимание на отсутствии единого подхода в научных кругах к определению хронологических границ и осознанию сути подобного феномена.
Определять модернизм можно в следующих качествах:
- способа мировоззрения и инструмента, посредством которого отрицаются традиционные основы;
- века модерна, который берёт своё начало в работах Ньютона, и завершается – в изучении рационализма XIX века;
- периода деятельности культурного и художественного направления прошлого столетия.
Модернизм в литературе
Развитие в искусстве нового принципа осознания окружающей действительности обусловило возникновение модернизма. Авторы перестают придумывать свои миры и предлагать читателям новые идеалы, теперь литература бросается в две крайности - либо полное копирование реальности, либо создание абсолютной ее противоположности.
Создатель демонстрирует в своих произведениях не истину в последней инстанции, а правду в теории относительности. Несколько персонажей одной книги могут иметь разные взгляды на рассказываемые события, и никому из них не принадлежит решающее слово: все повествование дробится на мелкие эпизоды, отрывочность которых разрушает привычную структуру линейного повествования. Загадочный символизм, верный природе акмеизм, стремительный футуризм, эмоциональный экспрессионизм, мистический сюрреализм и перевернувший все с ног на голову модернизм объединил в себе все вышеперечисленные течения и занял место отдельного направления среди них. Модернизм способствовал переосмыслению реалистической литературы и появлению нового стиля, названного "Поток сознания".
Характерные черты модернистского восприятия мира
Модернистское мировосприятие характеризуется в первую очередь своей субъективностью, провоцирующей порождение эстетической «теории относительности».
Модернисту всегда свойственно осознание относительности личных взглядов, представлений и убеждений. Следовательно, он стремится, создаваемое им отражение мира в художественном произведении, а также нормативы и догмы подвергать сомнениям, тем самым, ставя под удар существующие в мире системы верования.
Так происходит отвержение реалистических попыток и символистской метафизики. Центральное место в представлении Вселенской модели отведено персональному сознанию, стремления которого направлены на достижение независимости от вторжений извне. У человека, занимающегося написанием произведения, отнята роль посредника между разными мирами, а местом расположения его самого становится центр придуманного им мира. Стоит отметить факт отсутствия автора в творении, хотя ему удаётся заслонить личность и получить доминантную роль в восприятии реципиента. Творец превращается, таким образом, в миф. Посредством мифологизации персоны автора утверждается абсолютная субъективность, выступающая в качестве составляющей фундамента выразительности модернизма с художественной точки зрения.
По принципу мифологизации позиции творца определяется логическая цепочка формирования художественных дискурсов, избираются способы экспрессивности и развивается художественный язык, постоянно обновляющийся, и выступающий в качестве инструмента для отображения авторского взгляда на бытие.
Нюансы этики модернизма
Ключевые характеристики модернистской этики представлены в следующих формах:
- интертекстуальности;
- фокусирования в жизни индивидуума и социума в целом на бессознательном;
- формирования персональных моделей сакрального.
Достижения максимального показателя интертекстуальности можно добиться посредством многократного цитирования. Связующим звеньям интертекстуального типа отведена роль инструмента, с помощью которого создается индивидуальный образец модели. Его можно получить в результате преобразования внешнего контекста, который становится ландшафтом внутреннего мироощущения автора - модерниста. Итогом завершения репрезентативного процесса создания аналога такой модели становится материализация мифа с учетом всех ценностей, вошедших в него и оставшихся за его пределами.
Субъективизмом эстетики модернизма обуславливается его максимальный потенциал, задействованный в раскрытии секретов бессознательного, которое определяется, как жизнь индивидуума, и как механизм общественного культурного развития.
Модернизм представлен в форме сложноустроенного синтезного феномена, или особого вида мировоззрения. К тому же он воспринимается, как тенденция в искусстве и период в истории, в том числе. Многогранность этого явления обеспечивают особенности его философского обоснования.
Представители модернизма:
Франц Кафка
Андре Бретон
Олдос Хаксли
Оскар Нимейер
Фрэнк Ллойд Райт
Работа на тему:
Новые явления в искусстве XIX века: импрессионизм, модернизм, символизм.
Статьи на тему:
Кубизм, как направление модернизма
Футуризм, как направление модернизма
Экспрессионизм, как направление модернизма
Дадаизм, как направление модернизма