Мотивация потребителей
Поведение потребителя
Человек не приобретает продукт или услугу, он удовлетворяет жизненную необходимость. Именно поэтому организации следует изучать и использовать мотивацию покупателя.
Крайне важно выявить, какие из совокупности мотивов могут повлиять на спрос продукции и как упор на поведенческие мотивы потребителя отразится на стратегии компании.
Ряд мотивов, точек зрения, заинтересованность, которые присущи потенциальному покупателю в момент выбора того или иного продукта и целесообразности покупки в целом называются мотивацией потребителя.
Классифицируют следующие мотивы покупателя:
- выгодный расчет, заключающийся в желании индивида увеличить прибыль и эффективным образом ее потратить;
- уменьшение рисков для осознания безошибочности и уверенности;
- увеличение уровня репутации или имиджа потребителя в качестве признания;
- независимость, которая находит отражение в свободе и чувстве самостоятельности.
Мотивация в качестве движущей силы потребителя
Потребительская мотивация берет свое начало от побуждений, которые порождают нужды, на которых уже базируется стимул к удовлетворению данной нужды.
ПримечаниеНа протяжении жизненного пути человек испытывает ряд всевозможных необходимостей. Некоторые из них имеют биологическое происхождение, зависят от физиологии и возникают в конкретной ситуации (чувство голода или жажды, дискомфортность). Другие в свою очередь появляются психогенным путем и образуются в результате ряда психологических состояний (например, необходимость в духовном родстве, личностном признании, почете и престиже). Основную часть нужд удовлетворять немедленно нет необходимости.
Когда потребность побуждает человека к действию, а ее осуществление помогает понизить психологическую напряженность, она переходит в мотив.
Специалисты отмечают шесть крупных разновидностей потребностей, способных возникнуть у человека:
- физиологические;
- общественные;
- символические;
- гедонистические;
- когнитивные;
- эмпирические.
Услуги и товары способны удовлетворить первую разновидность потребностей, решить проблему, упростить жизнедеятельность, уменьшить количество ежедневных трудностей.
Общественные нужды, которые можно удовлетворить с помощью продукции, приобретающие значение и отвечающие желаниям в связи с воздействие потребления на взаимные отношения потребителя и социума. В это же время данная продукция помимо удовлетворения желания может показать потребителя окружающим, выявляя этим то, что он принадлежит с социальной группе или распространяя важные сведения о социальных взаимосвязях. Подобная продукция должна соответствовать социальным нуждам.
Приобретение услуги или продукта, достигая цели самовыражения, подразумевает символическая потребность. Человек стремится показать себе и окружающим то, что ему дорого, во что он верит. Товар в этом случае является индивидуальным символом.
Гедонистическая нужда, еще называемая потребностью в наслаждении, может быть удовлетворена товарами, выгодными для органов чувств (обоняние, вкусовые качества). Качество товара основывается на сенсорах потребителя, сосредотачиваются на чувствах.
Нужда в информации и знаниях проявляется в когнитивных потребностях. Удовлетворить их можно с помощью чтения литературы, печатных изданий).
Эмоции и настроения возбуждают в потребителе эмпирические нужды (театральные представления, спортивные и торжественные мероприятия, творческие экспозиции).