Узнать цену работы
Статьи по теме

Нормативная политическая система

Акты нормативной основы политической системы общества

Составные части нормативной основы политической системы

Государственно-правовая структура общества, основываясь на своих экономических, социальных и мировоззренческих, а также правовых принципах, строит свою собственную базу, на основе которой происходит процесс её формирования. Рассмотрим подробней правовой фундамент политической системы, разобрав следующие вопросы:

  • что он из себя представляет?
  • каковы его особенности и цели?

Прежде всего стоит отметить, что он является механизмом регуляции государственных отношений и создает нужный уровень прочности всей системы и контролирует её равновесие.

Следует учитывать, что в силу разнообразия и большого числа социальных правил, различные исследователи выделяют всевозможные элементы правовой основы.

По мнению одних авторов, ее составляющими необходимо считать правовые нормы публичных организаций, принципы национальной общественной и политической деятельности. Другие также включают сюда нормы морали, религии, права, общепартийные распоряжения, традиции и обычаи в сфере политики. Однако данные примеры убедительно демонстрируют то, что наиболее характерным признаком правовой базы всегда являются гражданские нормы, под воздействием которых и происходят процессы формирования нормативной основы.

Также, необходимо отметить, что не все имеющиеся правила будут входить в основу нормативно-политического устройства. К категории обязательных следует относить только те нормы, которые производят непосредственное корректирующее воздействие на работу государственных механизмов.

Следовательно нормативно-правовая база политической структуры общества включает в себя следующие элементы:

  • нормы и порядки, наполненные политическим смыслом;
  • нормы и порядки указов партийных учреждений и общественных центров;
  • традиции и обыкновения, характерные для политической жизни;
  • принципы морали.

Акты нормативной основы политической системы общества

Центральным элементом базы служит конституция. В своей основе она отражает политический и духовный, а также социально-экономический характер. В связи с этим, конституции необходимо считать не только юридическими или материальными основаниями, но и рассматривать в рамках других направлений, способных передать все грани общественной жизни.

Не следует забывать о том, что существенное значение в этом случае имеют два важных фактора: политико-мировоззренческий и правовой. В силу этого, конституции можно разграничить на две категории:

  • старые или классические, сформированные в эпоху создания законодательной базы;
  • новые, возникшие в послевоенный период.

Рассмотрим признаки, характерные для каждой категории. В качестве образца приведем сначала ряд наглядных примеров. В первую категорию входят конституции:  Бельгии, Норвегии, США, Швейцарии и некоторые другие. Во вторую: Германии, Японии, Италии Греции и прочие.

Первая категория конституций была создана с целью защиты послефеодального порядка на дальнейших этапах развития. При этом, на отдельном уровне находятся конституции Великобритании, Австрии и целого ряда других стран.

Вторая категория была создана с целью защиты государственных механизмов, которые, были сформированы по итогам Второй мировой войны.

Правовая база, лежащая в основе конституции хоть и составляет важную часть, но при этом не является фундаментом политической структуры общественной жизни. Поэтому подробно рассмотрим другие важные элементы государственной системы.

Составные части нормативной основы политической системы

Как уже было сказано, нормативно-правовой фундамент общегосударственной структуры складывается из 4 элементов:

  • нормы и порядки, наполненные политическим смыслом;
  • нормы и порядки указов партийных учреждений и общественных центров;
  • традиции и обыкновения, характерные для политической жизни;
  • принципы морали.

Характерно, что большую роль играют политические правила, зафиксированные в уставах и других нормативно-правовых документах. Они составляют совокупность и единство институтов, устанавливая целостность власти. Рассуждая о государственных традициях, необходимо понимать, что типичными их особенностями являются регулярность, относительная стабильность и преемственность.

Заслуживает особого внимания наличие в государственных отношениях большого числа традиций. В качестве характерного примера можно привести:

  • деятельность политической системной и несистемной оппозиции;
  • наличие различных политических партий, движений и союзов;
  • действие правила дифференциации властей и другое.

Отличительной чертой таких обычаев является то, что они тесно взаимосвязаны с соответствующей страной и процессом её политической жизни. Во многих эпизодах такое сочетание получает санкционированное утверждение, зачастую с закреплением в законодательных нормах. Ярким примером является Указ о министрах короны от 1937 года, в котором на законодательном уровне вводится необходимость наличия оппозиции. Из этого документа следует, кого необходимо считать главой оппозиции, в каком порядке решаются вопросы, относящиеся к деятельности партии. Наряду с этим, воздействие традиций не транслируется на конкретную область политической жизни, а работает на всех направлениях в границах, установленных законодательством.

Одновременно с этим, важное значение имеет и моральная основа государственной системы, которая предъявляет к субъектам этого процесса более строгие требования, чем накладывают другие нормативные акты. Моральные правила являются не только выражением социальных функций, но и содействуют развитию понимания человеком своей роли в коллективной жизни общества. Одним из важных свойств морали можно считать, уровень гибкости её инструментов которые могут корректировать политические процессы независимо, от других норм и порядков.

Отметим, что серьезное значение для нормативной основы имеет необходимость взаимного содействия норм морали и политических принципов и их готовность к оказанию базового влияния на нравственную сферу жизни.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы