Узнать цену работы
Статьи по теме

Образовательная cистема России

Система образования – понятие, сущность и основа устройства

Специфические качества системы образования

Устройство образовательной системы РФ

Система образования – понятие, сущность и основа устройства

Всестороннее развитие граждан является одной из приоритетных целей государства, не зависящей от политического строя, религиозных верований и уровня развития экономики. Реализация этой задачи возложена на существующую в стране систему образования.

Система образования – разработанный обществом и государственным аппаратом институт, включающий организованную систему социальных норм и связей, которые неотделимы от конкретного общества, его потребностей и требований к индивидууму. Чтобы более полно объять емкое понятие, необходимо тщательно проанализировать каждую составляющую системы образования.

С точки зрения педагогики, образование представляет собой процесс получения и усвоения знаний. В широком смысле под образованием подразумевается целая сфера социальной жизни индивидуума, в рамках которой происходит развитие, обучение и просвещение личности, усвоение ею культурных ценностей, норм и моделей поведения. Образование также зависит от воспитания, саморазвития и социализации человека. Это многоуровневая система, функционирующая ради совершенствования личности, благодаря чему прогрессирует все общество.

ЮНЕСКО характеризует образование как усовершенствование способностей, личных качеств и поведения человека, в процессе которого происходит личностный рост и достигается социальная зрелость индивидуума. Под этим процессом также принято понимать формирование духовности личности и процесс ее воспитания, саморазвития. В образовательном процессе важную роль играет не только объем знаний и навыков, но и умение использовать их на практике для дальнейшего самосовершенствования.

Сама система образования включает в себя все это множество составляющих, непрерывно взаимодействующих между собой. В качестве социальной образовательной системы понимают созданную государством модель, объединяющую структурные институты в виде дошкольных и школьных учреждений, вузов и прочих заведений, целью которых является создание и поддержание условий для обучения индивидов.

Таким образом, система образования в масштабе страны представляет собой совокупность учебно-воспитательных учреждений, охватывающих дошкольные и школьные организации, техникумы и колледжи, внешкольные организации, высшие учебные заведения, а также образовательные организации для взрослых. Культурно-образовательные учреждения тоже являются неотъемлемой частью образовательной системы современного государства.

Основой образовательной системы являются:

  • дошкольное образование, предоставляемое педагогами с соответствующей квалификацией в яслях и детских садах;
  • начальное или элементарное образование в основной школе, продолжительность освоения которого составляет 5-9 лет;
  • среднее образование, получить которое можно в школах за 4-6 лет;
  • высшее образование, подразумевающее получение знаний в академиях, институтах, высших технических училищах, университетах минимум в течение 4-6 лет.

Специфические качества системы образования

Система образования обеспечивает продуцирование и передачу общих и специализированных знаний, помогает формировать личность и духовный образ индивида. Именно поэтому ей отводится центральное место в педагогическом процессе, ведь от гармоничного развития отдельных личностей как частей общества зависит совокупный научно-культурный уровень знаний во всем социуме. Главная функция системы заключается в регулировании деятельности и взаимодействия всех участников образовательного процесса и стимулировании тех качеств субъектов, которые способствуют развитию и самореализации личности.

Сфера образования склонна к трансформациям, развитию или деградации, которые обусловливаются определенными векторами. Основными факторами, влияющими на систему образования независимо от исторического этапа, являются:

  • развитие общественного производства, его научной и материальной базы, от которых зависят требования к потенциальным учащимся и образовательным учреждениям;
  • государственная деятельность в образовательной сфере и политика, влияющие на развитие и функционирование образовательного аппарата внутри страны;
  • национальные особенности и исторический опыт этноса, которые неизменно находят отражение в образовательной сфере, вовлекающей все слои населения;
  • аспекты педагогики, присущие конкретному обществу в определенный отрезок времени, например, раннее воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях для облегчения трудовой деятельности их работающих матерей или специализированная подготовка молодых людей к будущей трудовой деятельности до получения ими соответствующего образования.

Структура системы образования состоит из трех разделов, которые включают в себя собственные базовые компоненты.

  • Общеобразовательные учреждения, представленные школами, техникумами, высшими учебными заведениями, колледжами.
  • Социальные группы, олицетворяющие педагогов, абитуриентов, студентов или школьников.
  • Учебный процесс, в течение которого последовательно передаются и усваиваются знания, формируются конкретные навыки и оттачиваются умения субъектов.

Чтобы не нарушать целостность и непрерывность образования, в его структуру также принято включать внешкольные образовательные организации и последипломное образование для взрослых состоявшихся личностей.

Главными задачами образовательной системы являются создание и поддержание необходимых условий для обеспечения качественного процесса обучения и подготовки людей к трудовому жизненному этапу, социализация и адаптация индивидов. Поэтому система образования включает дополнительные элементы, обеспечивающие качество и непрерывность учебного процесса:

  • научно-образовательные организации;
  • разработанные государством стандарты и планы, обеспечивающие согласованную деятельность всех образовательных учреждений;
  • управляющие органы.

Существуют базовые системы управления образованием, каждая из которых имеет свои особенности и руководящий орган.

Системы управления современным образованием

Система

Управляющий орган и особенности функционирования

Централизованная

Управление осуществляется Министерством образования и его непосредственными местными подразделениями.

Децентрализованная

Контроль производится местными органами власти, комитетами и активными слоями населения.

Смешанная

Функции управления образованием распределяются между местными и центральными органами государственного аппарата.

Устройство образовательной системы РФ

Система образования современной России включает следующие звенья:

  • последовательные образовательные программы различных видов, уровней и направленностей;
  • стандарты и требования федерального значения;
  • научные организации и образовательные учреждения, разветвленная сеть которых воплощает утвержденные просветительские программы, требования и стандарты;
  • учащиеся, педагоги, преподаватели, родители и опекуны, представители несовершеннолетних участников образовательного процесса;
  • ведомства, занимающиеся обеспечением образовательной деятельности;
  • контролирующие и оценивающие органы, следящие за выполнением планов, государственных образовательных стандартов и требований к учебному процессу;
  • управляющие, консультативные и совещательные органы образовательной сферы;
  • общественные, юридические и государственно-общественные объединения лиц, сформированные для деятельности в области образования.

Современная российская образовательная система считается одной из самых лучших. За последние двадцать лет она не покидает мировой топ-10 лидирующих систем, подтверждая свое качество. К тому же теперь в образовательную систему РФ входят не только государственные учебные, воспитательные и просветительские учреждения, но и корпоративные, частные заведения.

Система образования в России обеспечивает право гражданина на непрерывное обучение. Благодаря своей структуре и иерархичности она дает возможность индивидууму получать знания и совершенствовать навыки в течение всей жизни. Образование представлено тремя последовательными уровнями, которые дополнительно делятся на несколько видов.

Общее образование:

  • дошкольное;
  • начальное;
  • основное;
  • среднее.

Профессиональное:

  • среднее профессиональное;
  • высшее, среди которого выделяют бакалавриат, специалитет, магистратуру и образовательную подготовку кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование:

  • детское;
  • для взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование.

Смотрите также:

Передовое образование XXI века

Что изучает педагогика?

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ