Оценка и анализ результатов деятельности педагога
Содержание:
- Сущности и специфика анализа результатов
- Роль и применение рефлексии в качестве метода
- Стадии оценки результатов педагогической деятельности
Сущность и специфика анализа результатов
Определение 1
Анализ педагогической ситуации предполагает планомерную педагогическую работу по выявлению взаимодействующих факторов. Данные факторы могут быть обусловлены средой, индивидуальными особенностями участников, педагогическими компетенциями учителя или нарушением организации комфортного и безопасного развития.
Необходимость педагогического анализа обуславливается необходимостью осуществления педагогической оценки среды и сложившихся противоречий участников взаимодействия. Анализ позволяет определить параметры, на основе которых выстраивается объективная оценка происходящего и прогноз развития ситуации. Анализ входит в этап подготовки педагога к реализации педагогической деятельности, но может применяться и при возникновении проблемных ситуаций.
Во время выполнения аналитической работы, спектр оценки часто смещается на перспективы и возможности. Так, при успешности освоения учебной программы, педагог использует показатель успешности не через призму степени сложности материала, а через призму способностей ученика. Если при анализе становится очевидным появление подобных гипотез, педагог должен чётко, структурированно и объективно раскрыть свои взгляды по этому вопросу и привести объективные доводы, выделив чёткие параметры. В противном случае есть риск возникновения потери контроля над ситуацией.
В этой связи можно говорить о высоком ранге анализа в педагогической деятельности, так как его результаты закладываются как основа управления ситуацией. Также можно оценивать анализ через призму критического отношения педагога к собственным действиям. Оформление полученных сведений происходит в форме отчёта по итогам обучения.
Важно понимать, что в рамках анализа имеют значение три аспекта – индивидуальные особенности учащегося, успешность освоения им практик и знаний, а также уровень педагогической работы. В рамках реальной деятельности, проведение подобного анализа стопорит работу педагога и демотивирует его, что связано с характером побочной деятельности аналитических процедур. Работа с обучающимися представляется наиболее интересной, в то время как оценка параметров, их группировка, сбор данных и их обоснование носят рутинный характер. Но важно понимать, что отчёт по анализу деятельности – это не столько прихоть руководства и дань аналитической методологии, сколько работа по совершенствованию умений педагога, коррекции его импульсивных решений, оценки перспектив работы с конкретными случаями.
Роль и применение рефлексии в качестве метода
Определение 2
Под рефлексией в рамках педагогической деятельности понимается возможность анализа педагогом собственных действий.
Существует классификация видом рефлексий, которая представлена следующим образом:
- Рефлексия, лежащая в основе конкретной ситуации, способствует повышению мотивации работы и возможности усовершенствования своей педагогической методики.
- Рефлексия, базирующаяся на полученных результатах анализа педагогической деятельности, которая раскрывает все положительные и отрицательные моменты работы с обучающимися в ретроспективе.
- Рефлексия, направленная на своевременную коррекцию деятельности, выражающаяся в устранении ошибок по мере их осознания, решении проблем по мере их возникновения.
Роль рефлексии сложно переоценить, так как педагогический опыт свидетельствует о необходимости постоянной оценки и коррекции деятельности, забота о её результативности как эффекта для обучающихся и возможности наработки профессиональных компетенций. Иными словами, роль рефлексии заключается в:
- Повышении предсказуемости процессов с целью появления возможностей по усовершенствованию методик и средств осуществления педагогического воздействия;
- Адекватной оценке своей работы и нахождении пробелов и слабых мест;
- Укреплении и развитии компетенций педагога, расширении профессионального кругозора и стремление к постоянному развитию в рамках своей деятельности.
Примечание
Иными словами, педагогическая рефлексия – это сложный, волевой, целенаправленный процесс по самоанализу, имеющий в основе цель повышения компетенций и улучшение результатов деятельности.
Саморефлексия состоит из операциональных и личностных структур. Так, первые ориентируются на возможности анализа и прогноза развития профессиональной деятельности, а вторые позволяют сравнивать желаемые результаты и полученные по факту. Такого рода работа с собственным уровнем профессионализма показывает педагога как заинтересованного в результате своей деятельности, готового работать над собой и получать новые компетенции.
Стадии оценки результатов педагогической деятельности
Существует зависимость педагогической деятельности не только от представлений отдельного педагога и его требований к самому себе, но и от требований руководства учреждения. Педагогическая практика всегда основывается на различных программах и стандартах, которые разрабатываются с учётом особенностей каждого обучающегося. Для образовательного центра значение имеет как компетенции преподавателя и его методика, так и среда, и материально-техническая сторона обеспечения образовательного процесса, возможность ребёнка развиваться разносторонне.
В соответствие с методикой отдельного учреждения, результаты деятельности могут быть оценены следующим образом:
- Постановка образовательных задач, проведение сбора материалов для анализа, оценка развития детей и выявление всех воздействующих факторов. На данном этапе имеет место не только эмпирическая база, но и возможные теоретико-методологические источники.
- Внедрение в деятельность педагога новых средств работы, разработка стратегии поведения с родителями, обеспечение образовательного процесса всеми необходимыми средствами.
- Написание отчёта, который содержит структурированную информацию о результатах анализа по различным критериям.